Коррупция по-харьковски
В далекую пору шестидесятничества в узких кругах широкую популярность приобрела песня Юрия Визбора примерно со следующими словами:
Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей.
В междустрочье в общем и целом ироничного текста помещался глубокий философский подтекст: надо быть хоть в чем-то среди лидеров, чтобы оказаться если не в песне, то хотя бы в ленте новостей. Поэтому сообщение о «бронзовой медали» харьковчан, завоеванной на «всеукраинском чемпионате по коррупции» вряд ли стоит, не глядя, заносить в пассив. (По результатам всеукраинского опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг», Харьков по уровню коррупции пропустил вперед только Ужгород и Хмельницкий).
Прежде всего, необходимо отметить, что город – в общенациональном тренде. Что уже немаловажно, так как даже один солдат, идущий не в ногу, может разбалансировать движение всего строя.
По данным международного исследования, проведённого и опубликованного Ernst&Young, за два последних года Украина стремительно поднялась с седьмого места на первое в рейтинге распространения коррупции в сфере бизнеса.
Не менее высокую оценку развитию коррупции в стране дает и пристально следящий за ситуацией в Украине Международный валютный фонд. По его данным, за последние 10 лет не произошло никаких позитивных изменений в сфере борьбы с коррупцией, что является еще одним подтверждением широко известного правила: стабильность – признак мастерства.
Некоторые подвижки произошли согласно отчету Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности. Если в 2013 году коррупция была на втором месте среди основных препятствий для развития бизнеса в Украине, то в 2016-м - на первом.
Но в целом насыщенность коррупционного фона остается на прежнем уровне. А популярность бытовой коррупции указывает на то, что данное направление развитие сферы жизнеобеспечения является делом всенародным, а не узкой элитарной группы.
Громкие коррупционные скандалы с участие разнокалиберных чиновников вызывают законное возмущение широких народных масс, а попадающие в объективы видеокамер пласты денежных средств в иностранной валюте – и вовсе раздражение. Но в среде простых честных граждан коррупция бывает не только вредной, но и полезной. При наличии свободной денежной массы она позволяет, например, не готовиться к экзаменам в вузе, слегка нарушать правила дорожного движения, немного уходить от уплаты налогов и получать иные столь необходимые в суровых современных реалиях жизненные радости.
В результате опроса 800 респондентов в Харькове социологам удалось даже сформировать базу данных для раздела «Что по чем – хоккей с мячом».
Отказ налоговой за 10 тысяч гривен от проведения проверки предприятия (якобы) заинтересует крайне немногих.
А вот информация о стоимости родов по договоренности с врачом за 3000-6000 гривен актуальна уже, как минимум, для десятков тысяч горожан, стремящихся к выправлению демографической ситуации или же, напротив, в виду «дороговизны для трудящихся», подумывающих от таких попыток воздержаться.
Поселение в общежитие вуза – 500-2000.
Устройство ребенка в детский сад – 300-1500.
Успешная сдача экзамена на водительские права 3000-3500.
Визит педиатра на дом – 50-200.
И так далее, и тому подобное.
Каждый, конечно же, в меру наличия собственного опыта может дополнить или исправить данный ряд. Но в целом, даже при стремительном скукоживании уровня жизни расценки вполне посильные.
Учитывая намеки на неотвратимость реформы здравоохранения, неформальную оплату медицинских услуг можно вполне из коррупционной темы изымать. Да и основной закон медицины «коли доктор сыт, оно и больному легче» тоже еще никто не отменял.
Оной из разновидностей легализации упрощенного доступа к вузовским дипломам давно уже стало платное образование, ибо отчисление нерадивого контрактника сопряжено с автоматической потерей будущих платежей.
Так что, как говорится, не так страшен черный квадрат, как его Малевич намалевал. А в свете настойчивых разговоров о необходимости легализации проституции, легких наркотиков и игорного бизнеса в виду бесперспективности борьбы с оными можно прогнозировать, что рано или поздно прозвучат предложения об умеренном узаконивании и некоторых разновидностей должностных вольностей, потому что уж с чем, с чем, а бороться с коррупцией, как показал опыт последней четверти века, в отечественных инвестиционно-климатических условиях еще труднее.
В качестве альтернативы, конечно, можно рассмотреть еще и такой вариант, как акции гражданского неучастия – массовый отказ от добровольных взносов в пользу законных процедур. Но как говаривала в таких случаях безымянная сотрудница библиотеки из устного фольклора, фантастика у нас на втором этаже.