Кого волнуют чужие проблемы

2842

Вместо эпиграфа. О 42-м президенте США Билле Клинтоне рассказывают следующий исторический анекдот. Якобы поляки, принимая его с официальным визитом, стали жаловаться, как тяжело им живется по соседству с Российской Федерацией. На что Клинтон ответил вопросом: «А вы можете сделать так, чтобы вместо России была Болгария?»

Решение приступить к изучению восточного соседа, чем впредь будет заниматься Центр исследований проблем Российской Федерации, созданный намедни специальным указом Президента Украины Петром Порошенко, в свете событий последних лет двадцати пяти можно расценивать как запоздалое. Но, как говаривал Алан Стюарт, получивший университетский диплом в 97-летнем возрасте, лучше поздно, чем никогда.

Казалось бы, кого волнуют чужие проблемы, когда свои складывать некуда. Но не все так однозначно. Как показывает опыт истории развития древних и современных цивилизаций, из проблем соседа при грамотном использовании методологического инструментария можно попытаться выжать кое-какие «жиры» и «углеводы».

Одна из задекларированных концептуальных задач Центра - системный анализ проблемных вопросов в отношениях с Российской Федерацией и выработка предложений по обеспечению национальных интересов Украины – предполагает наличие ответа на вопрос, в каком направлении должны двигаться вышеозначенные отношения. Развиваться? Деградировать? Или они находятся на оптимальном уровне, нуждаясь лишь в квалифицированной поддержке? В противном случае будет совершенно непонятно, в каких именно предложениях нуждаются органы, полномочные блюсти национальные интересы в данной сфере.

По оценке средств массовой информации, анализировавших данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, украинско-российские отношения на данном этапе достигли дна, что, хотя и является некоторым преувеличением (поскольку не бывает в природе таких ям, чтобы нельзя было копнуть еще на полштыка вглубь), но суть вопроса отображает более-менее точно. Результаты исследований по методологии ВЦИМ показали, что индекс украинско-российских отношений упал до исторического минимума – минус 51 пункт при крайних значениях от минус 100 до 100. Ранее наихудший результат был зафиксирован в январе 2010-го (-29 пунктов) на закате президентства Ющенко с одной стороны и в разгар президентства Медведева – с другой. Максимальное же потепление было зафиксировано в июне 1999 года (26 пунктов) в эпоху Кучмы и Ельцина.

Согласно данным опросов, 38% респондентов считают, что между Россией и Украиной повисла напряженность, и более 29% называли двусторонние отношения враждебными. Хотя еще в марте 2014-го о враждебности говорили только 8%.

Данные российских коллег максимально красочно дополняют результаты исследований Центра Разумкова, согласно которым 71% украинцев считают РФ государством-агрессором.

Более чем результативными оказались усилия официальной пропаганды по вытеснению из идеологического пространства мифа о братских народах с последующей практически успешной заменой на миф о народах исторически враждебных. Что касается противоположной стороны, то объявлением Крыма частью своей территории Российская Федерация четко обозначила полное исключение возможности восстановления дружественных отношений с Украиной в обозримой перспективе. Ни один режим в Украине не признает Крым частью территории РФ точно так же, как и ни один режим в РФ не согласится дать задний ход в данном вопросе. Даже ставший знаменем российского антипутинианства Борис Немцов в свое время уклонился от прямого ответа «да» на вопрос «А если вы станете президентом России, вернете Крым Украине?», переведя стрелки на внутриукраинские экономические и политические проблемы.

Принятие Радой январского постановления о признании РФ государством-агрессором стало фактически запоздалой констатацией того, что все межгосударственные отношения - кроме тех, от которых пока не получается отказаться в силу более веских, нежели пропагандистские установки причин, - перемножены на огромный ноль. Совместные фестивали, конкурсы, концерты, парады, КВНы и прочие жмурки-пряталки исключаются чуть более чем полностью. А все, кто с этим не согласен, рискуют как минимум оказаться в одном из десятков «черных списков».

Иными словами, достаточно трудно представить, какие рекомендации по поводу того, чего фактически уже не существует, мог бы разработать новосозданный Центр.

Определенное поле для деятельности остается в вопросе окончательного схлопывания экономических контактов, деградация которых демонстрирует вполне неплохую динамику за последнее время.

В 2014 году российско-украинский экспорт-импорт по сравнению с 2013-м сократился на 40% (с почти 45 млрд долл. до 26,9 млрд долл.). За восемь месяцев 2015-го, по данным Госстата, экспорт в РФ сократился еще на 57,5%, а импорт - на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий товарооборот составил всего 8 млрд долл. То бишь в данном направлении осталось провести лишь шлифовочные работы, самыми сложными из которых будет реализация концепции энергетической независимости, как она видится руководству действующего Кабмина, то есть за счет приобретения российского газа через посредников.

Тема торговых отношений может быть практически закрыта в ближайшие пару-тройку лет, что решит вопрос размежевания значительно эффективнее, чем начавший уже подзабываться легендарный проект «Стена». На внутреннем информационном поле полный экономический развод может быть достаточно продуктивно подан в качестве применения самых жестких тотальных санкций, с выражением всесторонних надеж на присоединение к ним «всего цивилизованного мира».

Также, по заявлению замглавы АП Константина Елисеева, в фокусе деятельности Центра по проблемам Российской Федерации будут находится такие темы, как поиск пути содействия демократическим тенденциям в стране и обеспечение интересов украинцев в России. И здесь для специалистов открываются более многообещающие и интересные перспективы, особенно в вопросе, касающемся содействия демократическим тенденциям. На территории проблемного государства уже сформирован (и без нашего участия) достаточно крепкий пул информационного сопротивления внутреннему режиму, оперирующий довольно сносным в креативном отношении набором пропагандистских штампов. Скорее всего, именно на этой категории общественного актива будет сфокусировано внимание исследователей и разработчиков рекомендаций. Собственно, работа по выявлению лиц, которые могут оказаться потенциально небесполезными, проводилась и ранее на уровне составления списков «24 друга Украины» и «Белый список Министерства культуры», однако не носила системного, а тем более обеспеченного научной основой характера.

И еще один немаловажный аспект: сам факт создания Центра уже можно начинать эксплуатировать в качестве серьезного приобретения имиджевого характера. Учреждения, занимающиеся изучением российской проблематики, действуют в США (например, Институт Кеннана), Великобритании (Центр по изучению России и Восточной Европы Университета в Бирмингеме) и Японии (Национальный центр славянских и евроазиатских исследований), что уже как бы ставит нас на одну ступень с наиболее развитыми странами мира.

Андрей Кравченко