Из чего будут лепить новую коалицию
Результаты голосования о недоверии Кабмину Яценюка вызвали плохо скрываемое разочарование не только у многомиллионной телезрительской аудитории, но и нанесли очередной удар по стройности рядов правящей коалиции.
Цифры на экране в парламентском зале можно было расценить как иллюстрацию глубокого кризиса формальной логики в стенах почтенного собрания. Неудовлетворительно работу правительства оценили 247 депутатов, через несколько минут за недоверие правительству высказались всего 194 законодателя. Подобные вещи случались в системе школьного образования в эпоху позднего соцреализма: учащийся уроков не выучил, но все равно ему надо поставить «тройку», чтобы не портить показатели успеваемости и не давать лишнего повода для радости внешнему врагу. Но версия о том, что постановка была срежессирована местной закулисой при участии некоторых персон из категории «люди с достатком гораздо выше среднего», обрела гораздо большую популярность.
Наиболее живо на сложившуюся ситуацию, когда низы ничего не могут, а верхи творят, что хотят, отреагировала фракция «Батькивщина», заявившая о выходе из коалиции. Нельзя сказать, что громко хлопнули дверью, но ушли явно не по-английски. Заявления Юлии Владимировны о том, что за участие в сохранении действующего правительства депутатам предлагали до миллиона долларов, промелькнуло в новостных лентах как традиционные сводки о погоде. Слыхивали и не такое. Одесский губернатор, к примеру, говоря о расцвете коррупции, называл и более грандиозные данные – 120 миллиардов расхищенных гривен. И никто не сел, не присел, и даже не покраснел от стыда.
Тем не менее, чтобы не понижать градус страстей, представители масс-медиа аккуратно прикрепили к сокращающейся коалиции пусть и слегка затертую, но достаточно резкую метафору «трещит по швам».
Представители «Батькивщины» с теперь уже бывшими коллегами церемониться не стали, сопроводив свой демарш жестким заявлением: «Циничное представление с голосованием за недоверие правительству наглядно продемонстрировало, что проевропейская коалиция в этом парламенте является фикцией, фасадом, а реально управляет страной теневая, кулуарная, кланово-олигархическая коалиция».
«Самопомощь», отдавшая все силы и почти все голоса делу свержения «правительства камикадзе», высказалась не менее категорично: «В Украине состоялся циничный правительственный переворот с участием президента, премьера, клептократической части коалиции и олигархического блока».
Понятное дело, что после таких слов в силу вступает правило Чехова номер два: герой или женись, или стреляйся. Хотя успевшие выскочить из поезда первыми «батькивщиновцы» поставили соратников по антиправительственной борьбе перед нелегким выбором: разваливать весь мир политического бессилья «до основанья, а затем…» или предоставить ему возможность некоторое время побиться в агонии.
После выхода команды Тимошенко некогда могучая коалиция, обладавшая конституционным большинством (чего в истории украинского коалиционизма еще не бывало) сдулась до 243 мандатов.
На начальном этапе работы парламента БПП (150 мандатов) и НФ (82) могли бы вполне обойтись и без попутчиков. 232 – это не 311, но бывали в украинском парламенте и более хлипкие коалиции вообще в 227 голосов.
Однако отряд имени пятого президент настолько упрямо не хотел замечать потери бойцов, что к моменту времени Икс сократился до 133. С НФом (81 по последним данным) выходит 214. Как ни крути, а без хотя бы маленькой подпорки коалиции – никак.
Но если даже «Самопомощь» не выйдет из коалиции сегодня, то ничто не помешает ей выйти завтра, послезавтра и вообще в любой следующий день и при этом без всяких разъяснений со стороны Конституционного суда по поводу заковыристого понятия «следующий». И тогда ключевым для исторического момента станет вопрос: идти на поклон к одноразовому народу или же немного погодить? Для небольших фракций, рассчитывающих хорошенько попастись на электоральном поле стремительно загибающегося «Народного фронта», актуальна задача - подвести ситуацию к назначению досрочных выборов. Для «Фронта» и пропрезидентского блока – не доставить друзьям-соперникам такого удовольствия.
Прежде всего, в случае отпадения «Самопомощи» на выручку может прийти радикальная партия. Ее лидер Олег Ляшко уже заявил о готовности и создавать новую коалицию, и брать на себя всю полноту ответственности. А учитывая исключительные способности радикалов к проявлению политической гибкости, лучшим свидетельством которых стало голосование за госбюджет, их уровень уговороспособности достаточно высок.
Коалиционироваться с бывшими представителями Партии регионов, не вошедшими в провластные фракции, означало бы накликать на себя гнев зрадно-пэрэможных экспертов. А вот кое-кто из полсотни внефракционников волне мог бы стать недостающими винтиками в пошатнувшейся конструкции. Да, в 2010 году Арсений Яценюк, обращаясь в Конституционный суд, утверждал, что коалиция должна формироваться на основе фракций. То бишь, дело отдельных депутатов - стоять отдельно и наблюдать, как трудятся сплоченные коллективы. Но учитывая ту легкость, с которой трансформируются взгляды нынешнего премьера на окружающую действительность, все сказанное им более чем за полчаса до настоящего момента можно считать утратившим какую-либо смысловую нагрузку.
Впрочем, даже если в течение контрольного месяца после развала (в соответствии с 83-й статье Конституции) не удастся создать новую коалицию или ее подобие, это еще не делает какие-либо резкие перезагрузочные движения обязательными.
В соответствии со статей 90 «Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 этой Конституции». И в качестве ключевого понятия данной нормы гарант Конституции в своем последнем послании выделил именно словосочетание «имеет право».
«Роспуск Верховной Рады не обязанность, а лишь право Президента», - заявил Петр Порошенко и сообщил, что воспользуется данным правом «только в крайнем случае», которого, по его же оценке, «мы просто не имеем права допустить». А это означает, что даже без оформления коалиции Рада при определенных раскладах взаимных интересов и противовесов может просуществовать некоторое время. И подобные случаи уже встречались в живой природе. Петух американского фермера Ллойда Олсена, лишившийся по воле случая головы, преспокойно прожил еще полтора года.