Искусство надувания мыльных пузырей
Очередной мастер-класс по политической гибкости от депутатов Рады вызвал повышенный интерес зрительско-читательской аудитории, что обуславливалось исключительной актуальностью темы: что такое ничего и как из него сделать что-то.
Согласно с частью устного народного творчества, повествующей о самых простых способах скоробогатства, даже из ничего можно делать деньги, поскольку спрос на данный продукт в относительно благополучные годы устойчиво высок. В периоды стремительного падения покупательской способности населения полезные свойства «ничего» можно использовать для поправки рейтингов с перспективой их дальнейшего превращения в материальные «бонусы» при попутном политическом ветре. (Хотя, конечно же, не стоит привязывать к гипотетически возможной монетизации электоральных симпатий содержание депутатских е-деклараций, наполненных по большей части, плодами фантастически успешных бизнес-проектов, реализованных действующими парламентариями до прихода в политику).
Как работают подобные механизмы, можно рассмотреть на примере мгновенно занявшего место в классике жанра «Дела о повышении депутатских зарплат», благополучно завершившегося вчерашним решением Верховной Рады оставить денежное довольствие законодателям на прежнем не повышенном уровне.
Но для более полного понимания «всей глубины наших глубин» необходимо обратиться к истории вопроса.
Итак, 20 октября парламентарии повысили себе заработные платы с 17 тысяч гривен до 36 тысяч, что на фоне стремительного падения уровня жизни основной массы народонаселения не вызвало в среде последнего особого восторга. Данная акция, будучи чрезвычайно непопулярной, тем не менее, позволяла решить, как минимум, две задачи: на время переключила внимание среднестатистического потребителя информпродукта с собственного кошелька на содержимое чужого и открыла широчайшие возможности для демонстрации радения за общественное благо абсолютно для всех, кто имеет доступ к вещанию через телевизионные приемники.
Оказалось, что практически все представители политических элит с повышенным уровнем социальной ответственности против депутатского благополучия.
Премьер-министр Гройсман был против: «Считаю, что этот вопрос сейчас не актуален. Сейчас всем нам надо, прежде всего, думать о том, как поднять доходы обычным людям».
На первый взгляд, довольно странное заявление, поскольку данная норма содержалась в проекте своевременного и честного госбюджета, подготовка и продвижение которого через Раду обеспечивались именно силами Кабмина. Но в период тотальной социально-экономической стабилизации и выхода на стремительный рост отдельных показателей за всем не уследишь.
Лидер Радикальной партии Олега Ляшко Олег Ляшко тоже был против: «Себе зарплату вдвое-втрое поднимают, а всем людям 160 гривен бросают. Это афера, безответственно и нечестно».
Юлия Тимошенко – категорически против: «Фракция «Батькивщина» категорически против повышения заработной платы депутатам, чиновникам, должностным лицам государственных монополий до тех пор, пока не будут повышены заработные платы по всей стране».
«Оппоблок» - против: «Поднимать заработную плату народным депутатам в то время, когда социальные стандарты в Украине крайне низкие, а большинство граждан едва выживает, – это верх цинизма нынешней власти» (народный депутат Игорь Шурма).
Даже проголосовавший «за» глава фракции «Народный фронт» (давшей в целом 67 голосов) Максим Бурбак тоже против, высказав предположение, что «деньги, которые предусматривались на повышение зарплат депутатам, следует направить на повышение зарплат военнослужащим и переаттестованным полицейским».
Парламентарии, поддержавшие инициативу, либо демонстративно пожимали плечами – мол, не знали, за что голосовали (а если б знали, то - Боже упаси), либо уверяли общественность, что не корысти ради, а токмо под давлением обстоятельств. Им-то самим хватает, но ведь есть же и такие, к которым прочно прицепилось Козодоевское проклятие – «что бы ты жил на одну зарплату». А при этом кухарке дай, консьержке дай, ресторатору дай, извозчику дай, Бриони дай, швейцарским часовщикам тоже дай. Иными словами, как хочешь, так и вертись.
Но десять дней борьбы не пропали даром (благо, е-декларирование пришлось как нельзя кстати). 1 ноября решение о повышении было отменено решением о неповышении, и изможденный законотворческими трудами парламентарий победно рухнул в объятья родных электоральных масс: ликуй, народ, и благодари.
Для решения социального вопроса исключительной важности – переведение парламентариев из обычного статуса «да чё они там вообще делают?» в статус эффективных защитников социальной справедливости – понадобилось всего два (три восклицательных знака) нажатия кнопки.
А сторонние наблюдатели остались в том восторженно-изумленном состоянии, которое переживает человек, услышавший рассказ о том, как некто вышел со двора, пошел все прямо и прямо, никуда не сворачивал, и обратно к себе во двор вернулся. Ну не чудо ли?
Не исключено, что у этой истории (во всяком случае, законы жанра мыльной оперы требуют того) будет продолжение. Зарплаты членов «правительства антипопулистов», по версии представителей одной из разновидностей оппозиции, тоже вызывают серьезные опасения. «Они сегодня со всеми надбавками получают до 100 тысяч гривен. Но он (очевидно, премьер – авт.) также обязал выплатить задним числом эти заработные платы до мая, и они за два месяца начислили заработную плату задним числом. Это уголовное дело», — сообщила с парламентской трибуны Юлия Тимошенко, что тут же было разнесено по миру общественными рупорами. Впрочем, ответом на «уголовное дело» вполне может стать «благотворительное дело» (это уж как политтехнологи присоветуют). Ибо зачем человеку, который только кэшем держит в разных валютах эквивалент 1,5 млн долларов (премьерская зарплата за 31 год) какие-то 4 штуки баков в месяц? Ведь перспектива просидеть в премьерском кресле три десятка лет не просматривается абсолютно ни при каких обстоятельствах. Украине – не Германия, где канцлеры могут сидеть в своих креслах по 10-15 лет без всякого ущерба для экономики.
Под прицел жесткой критики могут попасть заработные платы, например, главы Национального агентства по вопросам противодействия коррупции (по данным некоторых СМИ – почти 184 тысячи гривен). Не факт, что в дельнейшем останутся без внимания председатель правления «Укргаздобычи», который в студии у Шустера не смог опровергнуть сообщения о месячной оплате труда на уровне одного миллиона гривен, или же иностранный легионер на посту начальника «Укрзализныци», зарплата которого, по данным Минэка, может составлять от 375 тысяч до 1,5 миллионов долларов в год (ставка плюс бонусы). Все эти показатели при нынешних ценах на газ и жэ-дэ билеты выглядят явно некомильфово. А ведь если вместо приведения тарифной политики в соответствие с реальной платежеспособностью потребителей газовикам хлопнуть по затылку зарплатной ведомостью, то всенародное облегчение определенно достигнет уровня «Фуф, от сердца хоть немного отлегло».
Так что, как говорят в Баскервиль-холле, to be continued.
Главное – не переключайтесь.