Чего не хватает в Харькове?

3967

Юбилей, даже малый, когда общее количество лет оканчивается цифрой «5», обязывает. И не только к заготовке здравиц, пафосных речей и, чего уж там, тостов… Но и к некоторому критическому осмыслению итогов пройденных лет

В общем, если вы еще не догадались, о чем речь, Харькову – 365. Дата не самая круглая, но отчасти символическая – например, количество лет совпадает с количеством дней в году. Возраст для города не велик (банальным Афинам – уже за 6 тысяч перевалило, «Вечному городу» Риму – около 3 тысяч). Но и за это время харьковчане совершили немало: строили, перестраивали, отстраивали, сражались по необходимости (ибо «мы – мирные люди»), разбивали клумбы, прокладывали рельсы, наводили мосты и запускали в воздух фейерверки. Благодаря этому, пусть и не как в Греции, где по версии чеховского персонажа, есть все, в Харькове есть почти все. Архитектура всех стилей от казацкого барокко до конструктивизма (кроме египетских пирамид), подземный город, тракторный завод, булыжная мостовая, зоопарк, жирафы, олени, лебеди и стаи голубей, «девочка на шаре», хоть и выполненная в псевдоклассическом стиле, но неофициальным названием как бы намекает на симпатии к «розовому» периоду Пикассо, дуб, видавший философа Сковороду, американские горки, цирк с клоунами, настенная живопись, Эйфелева башня, дельфины и даже тюлени. Поэтому логично было бы обратить внимание на то, чего в Харькове не хватает.

В Харькове не хватает легенд

Приличному городу без развитой мифологии и хотя бы пары десятков исторических анекдотов – никуда. В Харькове с этим – пока проблемы.

Легенду об основании города славным казаком Харько никто не отнимает. Она наша. Точно так же, как и сказания о древней Шарукани. А дальше что?

Во времена не столь отдаленные среди горожан ходила история о том, что Наполеон, отступая под натиском фельдмаршала Кутузова, дабы бежать налегке, спрятал в харьковской реке несметные сокровища. Примерно в 70-е японцы предлагали очистить харьковские реки с условием «все, что найдем - наше». Несклонное раздавать старинные клады направо и налево советское правительство подобное предложение отклонило.

Но по мере распространения исторической грамотности среди населения эта легенда утратила актуальность. А чего-то столь же мощного по масштабам не сложилось. В общем, ниша пустует.

В Харькове не хватает добрых примет

Не то, чтобы расщеплявшие атом и собиравшие части космических аппаратов харьковчане были слишком суеверны, но приличный горожанин не начнет дела, не поплевав трижды через плечо, руководствуясь глубоко мудрым золотым правилом «Не повредит».

Но с добрыми приметами в городе явный дефицит.

Замочки на крепкое знакомство (а то и более глубокие чувства) едва ли не на всех пешеходных мостах – это святое. Данную традицию бездуховным коммунальщикам никто не отдаст.

Счастливый палец на левой ноге одного з персонажей памятника Шевченко натерт до блеска. А это значит, что примета все еще жива.

Для нерадивых студентов на территории ХАИ установили памятник Шаре, которой стоит отдать дань уважения перед экзаменом, дабы вытянуть счастливый билет.

И… На память с ходу больше ничего не приходит. А следовательно, в этом направлении еще непочатый край работы.

«Кино и немцы» - это не про нас

Несмотря на то, что именно в Харькове еще в конце XIX века знаменитым фотографом Альфредом Федецким был снят первый в империи фильм, Харьков – крайне некинематографичен. Фанат кинематографа харьковский купец Харитонов снимал некоторые немые ленты в Харькове. В поздние времена Харьков неоднократно становился съемочной площадкой для разных картин. Но настоящая взрослая киностудия в городе так и не появилась, что является одной из самых крупных исторических несправедливостей.

В Харькове не хватает театров

При наличии славы театрального города (здесь работали сам Курбас, Афанасьев и даже Жолдак-Тобилевич Четвертый) в Харькове очень мало театров. Немногим более 20-ти на полуторамиллионный город. Классический набор – опера, балет, драма – в наличии. Но где театр теней, где театр пантомимы, где театр комедии дель арте?

Если в городе на каждом углу японские рестораны, но нет театра Кабуки – это как бы наталкивает на мысли.

И наконец, в Харькове не хватает поэтов

Наверняка такое направление литературного искусства как поэзия в городе где-то присутствует, но, очевидно, находится в глубоком подполье.

А ведь еще совсем недавно (в общеисторическом масштабе) Харьков вполне мог претендовать на статус города поэтического. Сто лет назад здесь проживал несомненный гений Велимир Хлебников, заезжали лидеры имажинизма Есенин и Мариенгоф, перед харьковской публикой читал стихи Есенин, здесь жили Кульчицкий, Слуцкий, Сосюра и Чичибабин, и особо наблюдательные люди утверждали, что еще в 90-х на улицах Харькова можно было встретить Владимира Мотрича.

Местные энтузиасты предпринимают отчаянные попытки вынести поэзию на стены городских зданий, но их усилий явно недостаточно. В идеале поэты должны читать стихи на площадях.

***

Конечно же, это далеко не полный перечень элементов, которые в городе пребывают в статусе дефицитных. Кто-то уверен, что в лучшем здании Харькова следует открыть шахматный клуб «Четырех коней», кто-то мечтал о «трафальгарской колонне» на самой большой, по версии харьковчан, площади в Европе (каждый может дописать еще от себя пару-тройку пунктов). Но, как говорят гончарных дел мастера, все в наших руках. Главное, что у харьковчан есть: неиссякаемый оптимизм и исключительно тонкое чувство самоиронии.  

Дмитрий Михайлов