100 дней Зеленского: что выиграл избиратель

1997

Если абстрагироваться от старинной курортной традиции считать день приезда и день отъезда за один, то 27 августа исполняется ровно 100 дней президентства Владимира Зеленского (включительно с 20-м мая, ознаменовавшимся инаугурационными торжествами).

Подведение итогов после первых 100 дней президентства, премьерства, прокурорства и так далее носит крайне условный характер.

Перевернуть за столь краткий срок окружающую среду с ног на голову не просто. Лишь Наполеон успел за стодневку совершить марш-бросок из Марселя в Париж, изгнать Бурбонов, собрать армию, двинуть ее под Ватерлоо, дать генеральное сражение, проиграть и отправиться на пенсию на остров Святой Елены. Но эпохи «бонапартов» вряд ли восстановимы в современных условиях. Поэтому стоит говорить не только и даже не столько о свершениях, сколько о магистральных тенденциях.

Если воспользоваться крыловским приемом и вынести мораль в начало басни (см. «Ворона и лисица»), то получится: Зеленский ничего не проиграл, но избиратель ничего не выиграл.

Роспуск Рады и новые выборы

Несмотря на отсутствие политического бэкграунда, Зеленский с первых же дней начал  переигрывать оппонентов, главными из которых можно назвать политические проекты, входившие в парламентскую коалицию («Народный фронт» и БПП). Юридические позиции сторон в Конституционном суде были примерно равноценными, и ряд экспертов склонялись к мысли, что попытка роспуска Рады станет первым политическим поражением новоизбранного. Но, видимо, магия должности номер один (обремененной далеко не максимально широкими полномочиями) все еще действует.

Таким образом Владимиру Зеленскому удалось сохранить электоральные симпатии и провести в парламент количество депутатов, позволившее сформировать так называемое монобольшинство.

Что выиграл от столь стремительной атаки на Раду восьмого созыва? Попробуем предположить, что ничего (если не брать во внимание, что предыдущий состав законодательного собрания мог действительно приводить значительную часть электората в состояние легкого раздражения).

Очевидный минус – создание очередного прецедента подгонки процесса формирования представительских органов под политические потребности (что сродни тому же кнопкодавству, которое считалось плохим при большинстве из регионалов и коммунистов, и мгновенно сделалось «хорошим» при коалиции НФ-БПП).

Слом политической эстетики «пепередников»

Изменение управленческого стиля и декоративного оформления политических традиций - одна из задач, которую, судя по предпринимаемым усилиям, команда Зе считает для себя в перечне основных.

Перерезание ленточек во время рабочих поездок сменилось раздачей «волшебных пенделей» (эффективность которых, в принципе, пока никем не доказана), милитаризированный стиль празднования Дня независимости с прокатом военной техники по столице уступил место менее воинственному действу в виде театрализованных номеров и мирной демонстрации.

Если риторика пятого президента была ориентирована на четкое размазывание общества на своих и чужих (в наиболее радикальных выступлениях доминировал месседж: кто против президента, тот против страны), то в речи, посвященной Дню независимости, шестой главнокомандующий постарался максимально соответствовать имиджу объединителя идеологически и культурно разновекторного общества. По факту получилось не вполне, так как массовые акции 24 августа в Киеве были направлены на отмежевание части отмечающих от официальной версии торжеств.

Впервые появилось такое явление как «альтернативный марш», которое при надлежащей организационной подпитке вполне может сохраниться в течении всей президентской пятилетки.

В принципе, Зеленскому удалось закатить еще один мяч в ворота оппонентов. Но рядовой избиратель мог бы в данном случае повторить реплику нувориша 90-х после посещения Эрмитажа: «Никакого удовольствия. Ну, кроме эстетического, конечно…»

Внешнеполитический развал: миф или реальность?

Возвращение делегации Российской Федерации в Парламентскую ассамблею Совета Европы стало поводом для жесткой критики шестого главкома как персоны, не пользующейся никаким весом на международной арене. Взаимно комплементарная встреча Макрона с Путиным и публичные размышления Трампа о присоединении РФ к «Большой семерке» определенно подлили масла в огонь. Молчание Зеленского заметно контрастировало с ораторской активностью Порошенко, который пытался выступать в роли закупорки абсолютно в любой емкости. Но при этом следует заметить, что рассуждения «папередника» о его выдающейся роли в мировой политики носят субъективный характер, а пересказы содержания телефонных звонков с мировыми лидерами невозможно проверить.

Объективно, поводов для того, чтобы говорить об изменении субъектности отечественного политикума пока нет.

От снижения накала риторики по внешнеполитическим проблемам резко страдает лишь та часть электората – как показали выборы, крайне незначительная – которая получает эмоциональную подпитку от осознания собственной значимости как на индивидуальном, так и не общегосударственном уровне, пусть даже ничем не подкрепленного.

Включение «задней»

Если снизить уровень фокусировки внимания на внешней атрибутике, то можно внезапно прийти к выводу, что в общем характере политики, проводимой управленческим классом, даже при перенасыщении оного «новыми лицами», мало что изменилось. Основные тенденции остаются нетронутыми. Наиболее активно эксплуатируемые во время предвыборной кампании темы – тарифы, бедность, война на Донбассе – медленно, но верно отошли на второй план.

Заявления о том, что тарифы – за пределами компетенции президента, а окончание войны процесс долгий и хлопотный возвращают избирателя во времена, когда с не меньшей степенью малоубедительности широкой аудитории пытались объяснять, почему для потребителя гораздо лучше платить больше, а окончание АТО за считанные часы – не более чем метафора.

Но есть и несомненные плюсы

Доживающий последние дни в премьерском кресле, Владимир Гройсман продемонстрировал наличие заторможенной реакции и резко активизировался на поприще оптимизации тарифной политики в сторону снижения цен на газ после парламентских выборов. И цена таки немного упала. Например, для жителей Харькова 6235,41 гривен за тысячу кубометров (с НДС и транспортировкой), а для жителей Харьковской области – до 6777,81 гривен за тысячу кубометров. Как говорится, мелочь, а приятно, если учесть, что в конце прошлого года была установлена цена 8550 гривен за тысячу кубов.

Не факт, что данный реверанс в сторону потребителей услуг ЖКХ как-то напрямую связан с деятельностью нового президента, при желании вполне может быть причислен оным к списку собственных заслуг по схеме: "до меня вона как было, а при мне эвон как".

Второй квартал завершился невиданным для последней пятилетки ростом ВВП – 4,6%. Если и по итогам года сохранится такая же тенденция, то в силу вступят договоренности времен министра финансов Яресько о реструктуризации внешнего долга во избежание дефолта – при ВВП свыше 4% осуществляются спецвыплаты в пользу МВФ (но это несколько иная история, требующая кое-каких арифметических расчетов).

В целом, минувшие 100 дней были ничуть не хуже аналогичного периода предшественника, в которые населению пришлось пережить стремительный обвал нацвалюты, рост цен и шок от активно разворачивающихся боевых действий в Донецкой и Луганской областях.

Так что главное требование электоральных масс – "лишь бы не было хуже" – за 100 дней выполнено почти на 100 процентов.

 

Екатерина Павловская