Харьковские мастера политической гибкости

2293

Вряд ли слухи о том, что Игорь Райнин – бывший харьковский губернатор и глава администрации президента и последовательный борец за дело Блока Петра Порошенко – возглавил харьковскую областную организацию "Оппозиционно платформы" тянут на статус "разорвавшейся бомбы", но кое-какое разнообразие в традиционно наступающее после выборов социальное уныние определенно внесли. Политологи могли бы даже ради приличия изобразить на лицах удивление. А начинающие политические натуралисты – удивление неподдельное. Как? Куда? Из БПП – в ОПЗЖ? Быть такого не может! Хотя отечественные политики за последние почти три десятка лет должны были уже приучить электоральные массы к тому, что "и небывалое бывает" (с).

История отечественных политических перебежчиков (зачеркнуто)… мастеров политической гибкости давно оформилась в толстые фолианты, на страницах которых харьковчане занимают места отнюдь не в сносках и примечаниях.

Попробуем напомнить лишь о некоторых примерах.

Непотопляемый министр

В чрезвычайно активном политическом поиске постоянно пребывает бывший харьковский губернатор, а ныне министр внутренних дел Арсен Аваков.

Заявив о себе максимально громко в качестве члена ющенковской "Нашей Украины" в "помаранчевый период" политической истории, в 2010-м примкнул к Юлии Тимошенко. В 2014-м оказалось, что наиболее раскрученные персоны БЮТа максимально комфортно себя чувствовали, лишь когда Юлия Владимировна томилась в застенках "кровавого режима". Иначе чем объяснить "великий бютовский раскол", в результате которого от проекта Тимошенко отпочковался "Народный фронт".

Казалось бы, менять партии как стельки в ботинках для идейного политика – не комильфо. Но можно согласиться и с той мыслью, что все три проекта были ориентированы на идейные установки электоральных масс центральных и западных регионов, то есть были как ветви единого могучего древа. А скакать с ветки на ветку – это уже как бы и ничего. Ствол-то один. Корни-то общие. А современное сотрудничество с зеленой командой вообще носит ситуативный характер. Ибо министр внутренних дел – как Британская империя. У него нет постоянных друзей, есть постоянные интересы (естественно, не частные, а общественные – служение народу, блюдение за порядком и все такое прочее).

Непотопляемый нардеп

Почетный гражданин Харькова и народный депутат шести созывов Александр Фельдман легко и непринужденно трансформировался из доверенного лица кандидата в президенты Виктора Януковича в одного из лидеров Блока Юлии Тимошенко. А после второй и удачной попытки Януковича взять в руки "гетьманскую" булаву красиво и с достоинством перешел в Партию регионов. "Это ли не чудо?" – может воскликнуть рассчитывающий на вау-эффект иной обозреватель политических событий. Нет, не чудо. Потому что Фельдман, получая новый партбилет заявил, что будет работать на благо харьковчан во что бы то ни стало, в любой политической силе. А в благородном депутатском служении избирателям нет ничего чудесного. Это серые депутатские будни.

После разгрома Партии регионов была мало чем запомнившаяся команда "Нашего края". После – гордое самовыдвиженчество, с чего собственно данный политический персонаж и начинал большую политическую карьеру.

Результаты парламентской досрочки показали правильность избранного политического пути: все раскрученные мажоритарщики в Харькове проиграли маломедийным "слугам народа". И только Александр Фельдман сумел остаться на плаву в политическом озере, как непотопляемый авианосец.

Мэр – политической гибкости пример


Факты из политической биографии харьковского городского головы Геннадия Кернеса вполне прозрачно намекают, что партийная принадлежность или политическая ориентация для последнего не имела принципиального значения. В мятежные дни Помаранчевой революции Кернес был замечен в рядах повстанцев, исполняющих революционные речевки дуэтом с Арсеном Аваковым, для которого впоследствии станет принципиальным противником. Но своевременное осознание бесперспективности революционных идей применительно к развитию городского хозяйства привело будущего мэра в ряды Партии регионов – главного антагониста помаранчевого политического кластера.

В «эпоху Порошенко» Геннадий Кернес неоднократно заявлял, что альтернативы пятому президенту не видит. Но вряд ли очень расстроился после разгромного поражения Петра Порошенко и на президентских, и на парламентских выборах.

Кто-то скажет: «Что за непоследовательность?» Но попытаемся предположить, что партийная стойкость уступает дорогу иным принципам: «Водопровод и канализация должны работать при любой власти».

Ушедшая в политическое небытие

Инну Германовну новое поколение политических натуралистов, возможно, уже и не помнит. Тогда просто придется поверить на слово – ее звезда сияла если и не столь величественно, как Полярная, то не менее ярко, чем единица уличного освещения в центральной части мегаполиса.

До прихода в Партию регионов Богословскую слегка помотало по политическим трассам. В послужном списке и Конституционно-демократическая партию (как некий отголосок времен Государственной думы Российской империи), и "Команда озимого поколения", и такая же непроходная партия "Віче".

И вдруг (а может, и не вдруг, как видим пути политические неисповедимы)… В 2007 году – проход в Раду в первой пятерке Партии регионов. А потом разрыв с ПР по принципиальным соображениям. А потом возвращение. А потом опять разрыв в самом начале Евромайдана. Но недоумение может трансформировать лица лишь самых неподготовленных наблюдателей. Сам Черчилль "челночил", бегая от консерваторов к либералам и обратно. И это не помешало быть ему мегазвездой мировой политики. А сам Кун Фу-цзы в минуты прозрений говаривал, что только дураки не меняют собственных мнений (во всяком случае, нечто подобное ему приписывается).

***

Сам Игорь Райнин и ранее не отличался политической твердолобостью. С 2010-го в Харьковском областном совете он числился за фракцией партии "Батькивщина". Но впоследствии при живой Юлии Владимировне решительно примкнул к БПП.

Шок? Жесть? Отнюдь. Политическая конъюнктура – не пластилин. Она под вас прогибаться не будет. (Если бы, к примеру, в 80-х тому же примерному комсомольцу Петру Порошенко сообщили, что он будет рассказывать то, что рассказывает на каждом углу сейчас, он бы счел это провокацией западных спецслужб. Но… жизнь заставила трансформироваться).

Следует принять как данность мысль о том, что переходы из одного проекта в другой для отечественных политиков давно стали чем-то сродни перемещениям футболистов из "Реала" в "Барселону", из "Барселоны" в "Ювентус" (в нашем случае – из "Динамо" в "Буревестник" или "Трудовые резервы"). Тогда и удивляться в жизни придется несколько иным вещам.

В связи же со слухами о новом назначении Игоря Райнина живой интерес может вызвать и такой вопрос: "М-м-м… А где же всплывет бывший губернатор Юлия Александровна?" Вряд ли она пойдет к своему бывшему патрону по работе в ХОГА. Это было бы чрезвычайно прямолинейно, да и не совсем понятно – с прицелом на что. Максимально органично экс-губернатор могла бы смотреться в команде "новых лиц", куда, судя по последним скандальным встряскам, принимали всех желающих. Но получится ли вскочить в уже отошедший от станции поезд на ходу? Каким бы ни было назначение – главное не удивляться. Куда только не дрейфуют обломки политических крейсеров. Потому что талантливые люди – талантливы везде, в любой партии, на любой должности: от депутата районного совета до главнокомандующего объединенными силами межгалактических звездолетов.

Екатерина Павловская