Гройсман и бревно. Почти басня
Вместо эпиграфа
"Товарищи, субботник отменяется. У товарища Крупского надувное бревно украли"
(Анекдот времен литературного соцреализма)
"Берете бревнышко, весело поднимаете, весело переносите…"
(Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, реприза "Бревно")
Глава правящего кабинета Владимир Гройсман на днях озаботился одной из центральных проблем современности – контрабандой леса-кругляка.
Контрабандная история уходит корнями в начало 2015 года, когда вступил в действие 10-летний мораторий на экспорт необработанной древесины из Украины. По версии авторов идеи, это должно было сократить почти вдвое промышленную вырубку леса и увеличить ВВП на 100 миллионов долларов (деньги небольшие, но тоже на дороге не валяются). При этом вывоз леса на дрова не ограничивался, что создало тепличные условия для дальнейшего созревания контрабанды и коррупции. (Подобные схемы были широко известны еще в дорыночные времена, когда оформление качественного ходового товара третьим сортом считалось классикой жанра).
Упования на рост местной деревообрабатывающей промышленности оказались более чем наивными, так как капиталиста интересует не перспективное развитие, а прибыль, и чем быстрее, тем лучше. Он никогда не будет производить, если выгоднее продавать. Лес пошел в сторону Евросоюза под видом дров.
Петухом, нанесшим решающий стимулирующий удар в ту часть премьерского организма, которая располагается между ногами и спиной выступила британская неправительственная организация Earthsight, занимающаяся проблемой незаконной вырубки лесов в различных странах мира. Информацию, донесенную исследователями до украинского Кабмина, смело можно отнести в раздел "тревожная", а выводы к разряду "неутешительные".
По версии Earthsight, контрабанда кругляка из Украины в Евросоюз "носит катастрофические масштабы". За время действия моратория и до декабря 2017-го таможенные органы ЕС зафиксировали вывоз около 1 миллиона кубометров древесины. Из одной Украины незаконным образом вывозится древесины больше, чем из стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки (в имиджевом плане факт более чем неприятный).
Самые жесткие меры не заставили себя ждать.
"Предлагаю принять решение правительства о нижеследующем: чтобы Госаудитслужба, ГФС, Госгеокадастр, Национальная полиция начали проверки хозяйственной деятельности всех лесхозов Украины с конкретными данными о накладных: кто их подписывал, кто отгружал, какой таможенник оформлял через пункт пропуска, где проходила контрабанда…" - заявил премьер на заседании правительства 18 июля 2018 года.
Здесь как не вспомнить провидческого классика, описавшего современную историю едва ли не двести лет назад: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!..» (Николай Васильевич Гоголь, пьеса «Ревизор», монолог Хлестакова). Лирическое отступление призвано силой художественной выразительности помочь читателю заценить масштаб трагедии.
И вот уже в сознание стучится беспокойная мысль: «Ага! Завертелось колесо истории!» Однако более-менее детальное знание новейшей истории приучило не подрываться по первому зову пионерской (теперь уже – антипионерской) трубы.
Если взять в прокатном пункте портативную машину времени и перенестись в апрель 2016 года, то там можно обнаружить следующую цитату, посвященную контрабанде леса-кругляка (конкретно, в городе Чоп пограничники тормознули 24 вагона древесины): "Я бы хотел, чтобы каждый, кто причастен к этому - кто отправлял, кто делал оформление, кто подписывал - они все должны быть наказаны и материалы должны быть переданы в Национальное антикоррупционное бюро. Это чистая коррупция, махровые коррупционеры, которым просто не место в самой системе".
Кто это сказал? Филипп Филиппыч Преображенский? Не его стиль. Кайл Риз ("Терминатор", часть первая)? Тоже не факт.
Да это же Гройсман Владимир Борисович, едва возведенный в премьерский сан! У кого-то могут закрасться сомнения, что это некий иной Гройсман, просто очень похожий. Но путаница со схожими людьми, столь любимая мастерами комедийного жанра от Шекспира до Гайдая, в реальной жизни встречается крайне редко. А, следовательно, можно констатировать, что, спустя более, чем два года, тот же самый премьер-министр произносит примерно те же самые слова в абсолютно аналогичной ситуации. Или, как говаривают футболисты, после N-ого проигранного матча, стабильность - признак мастерства. Собственно, это крылатое выражение и могло бы стать моралью, без которой не бывает настоящих басен. Поскольку традиционное в подобных случаях "а воз и ныне там" решительно не подходит. Воз, а вернее паровоз, а вернее десятки составов, набитых кругляком, отнюдь не стоят на месте, а нескончаемой вереницей медленно, но верно двигаются в западном направлении.
Позиция Евросоюза по кругляку – тема для отдельного романа. Но вкратце она звучит примерно так: мы уважаем право Украины на сохранение своих лесных ресурсов, но мораторий на экспорт древесины противоречит принципам свободной торговли. В общем, Европе нужен кругляк, причем настолько, что присущее западной цивилизации отвращение к противоправным действиям уходит на второй план. Если нельзя, но очень хочется заработать, то можно. (Ведь отсутствие запаха у денег заметил не дремучий азиат Конфуций, а вполне себе западный человек Веспасиан).
Среди крупнейших потребителей контрабандного кругляка британские ученые называют стратегического украинского партнера Польшу (350 тыс. тонн в 2017 году) и Румынию (100 тыс. тонн за тот же период). Общий объем лесного «контрабаса» по прошлому году оценивается в 500 тыс. тонн. В общем, Бог судья таким партнерам, если любые иные юрисдикции в данном вопросе пока бессильны.
Здесь следовало бы еще припомнить широко разрекламированное премьером Гройсманом создание так называемой "черной сотни", чуть ли не закрепленное решением Кабмина в июне 2016 года. 20 групп по 4-5 человек должны были со всей революционной бесцеремонностью и беспощадностью громить контрабанду на любых участках государственной границы. Но, видимо, почитывающие научно-популярные книжки эрудиты объяснили первому министру щекотливость исторических параллелей, и тема "черносотенства" заглохла столь же внезапно, как и возникла.
Следующего всплеска антиконтрабандной активности от главы правящего кабинета, судя по наметившемуся графику, следует ожидать года через два (если, конечно же, действующий Кабмин дотянет до этого срока). Но произойти это должно всенепременно. Ведь, как мог бы заметить проницательный наблюдатель, плох тот премьер-министр, который не включает строгача, ибо сурово сдвинутые брови и социально ответственное выражение лица является лучшим признаком повышенной заботы о тактических и стратегических интересах многострадального отечества.