Глуховский эксперимент, или Кто защитит честь Харькова на президентских выборах
Отряд "неожиданных кандидатов" в Президенты Украины постепенно пополняется. Пока члены экспертного сообщества переваривали информацию о том, что действующий глава государства в президентском рейтинге уже почти догнал шоумена Владимира Зеленского и усиленно начал дышать ему в спину, информационное пространство взорвала еще одна предвыборная полусенсация. В пелотон претендентов на президентскую булаву вклинивается мэр Глухова Мишель Терещенко, что стало очередным подтверждением основополагающего принципа избирательного процесса: нет такого казака, который бы не мечтал стать гетьманом.
Если оставить в стороне пока еще не выработанную предвыборную риторику, в неожиданном кандидате замечательно все – от политического бэкграунда до места выдвижения.
Если для людей, страдающих недостатком топографической гениальности, Глухов – это непонятно где расположенный конец географии, то для людей имеющих представление что и где, Глухов был одним из политических центров Гетманщины в далеком, но славном XVII столетии, что, вне всякого сомнения, может быть использовано в предвыборной агитации. Известно, что в 1664 году Глуховскую крепость осадила армия "круля польскЭго" Яна II Казимира, но вынуждена была поворотить оглобли, не солоно хлебавши. Отсюда – магистральный слоган: "Осаду врагов выдержали и страну поднимем!"
С 1708 по 1722 годы Глухов вообще был политической столицей Украины, так как именно здесь располагалась гетманская резиденция, что тоже как бы намекает.
Персона нововыдвиженца тоже вселяет оптимизм по поводу отсутствия "переводу козацкому роду" даже и с элементами диаспорического происхождения.
Бывший французский подданный (отсюда и мало употребляемое на территории Украины имя), что символизирует главный внешнеполитический вектор страны на современном этапе, девять лет служил в ВМС Соединенных Штатов, что является еще одним плюсом, так как способно породить в электоральных массах позитивные ассоциации со стратегическим партнером.
Совершенно не обязательно, что персона даже с такими прелюбопытнейшими особенностями вклинится в борьбу между Порошенко и Зеленским за выход во второй тур соревнований даже под лозунгом "демонтировать олигархическую систему", но общий избирательный процесс, вне всякого, сомнения может украсить.
Чрезвычайный интерес представляют иные аспекты.
Станет ли "глуховский прорыв" началом кандидатского парада выдвиженцев из глухой, извините за каламбур, провинции?
Нас, прежде всего, интересует Слобожанский регион. В харьковском регионе – 17 городов. Кто из них смог бы бросить перчатку самому "господину 6%"? или даже "леди 14%"? (Правда, это по данным последних соцопросов). В случае участия в выборах шоумена Зеленского выдвижение мэра крупнейшего харьковского райцентра – города Лозовая – Зеленского будет выглядеть как попытка задвинуть в кандидатские гущи технического кандидата. Геннадий Адольфович тоже не может – он обещал поддержку ныне действующему главе государства.
Но у остальных таких отговорок нет. Если чего бы то ни было подобного "глуховскому выдвижению" не произойдет, Харьковский регион вообще может остаться без стоящего кандидата что называется от сохи.
В президентские рейтинги неоднократно попадает Вадим Рабинович (во время прошлого похода за президентством ему удалось обворожить 2,5% избирателей).
Есть какие-то намеки на выдвижение бывшего харьковского мэра и губернатора Михаила Добкина и на не менее бывшего главу Змиевской районной администрации Евгения Мураева. Первый уже пробовал свои силы. И хотя его результат на всеукраинском уровне был чуть более 3%, гораздо любопытнее и занимательнее, какой результат способны показать местечковые выдвиженцы на своем поле. Не в поселковом междусобойчике, где из соперников – кум, сосед и зоотехник, а в борьбе с настоящими соперниками, что называется из Лиги чемпионов. Сумеют ли они "забить Мике баки" во вверенном N-ранском или Z-чепиловском районе, обойдя политических мастодонтов, или доверие односельчан к ним не настолько глубоко, чтобы расходовать драгоценные голоса на "темных лошадок"? Хотя, по большому счету, нахождение в числе кандидатов людей, которые управляют хоть чем-то, пусть и очень маленьким, гораздо более оправдано, нежели участие персон, которые на административно-хозяйственном уровне не управляли ничем и никогда.
Возвращаясь к уже имеющемуся опыту, следует отметить, что на прошлых выборах местным кандидатам отстоять свою поляну не удалось. Экс-губернатор набрал чуть более 20% и занял всего лишь второе место, пропустив вперед однотурового кандидата, набравшего более 30-ти. Вадим Рабинович уверенно держался в родных стенах на уровне 3-4%. И пока нет особых намеков на то, что в грядущей гонке он покажет нечто большее.
Позиционирующий себя в качестве столицы буквально всего – от паровозных котлов до проявлений высокой духовности – Харьков демонстрирует потрясающую неспособность предложить стране высокопопулярные политические кадры, которые, как известно, решают все.
Кое-какие авансы выдавались действующему министру внутренних дел, которого прочили чуть ли не в лидеры нации с диктаторскими полномочиями. Но практически полное исчезновение Арсена Авакова из информационного пространства намекает на то, что министерский портфель на сегодняшний день является политическим потолком для данного гипотетического претендента на верховное командование.
К глубокому разочарованию местных любителей всего неформатного политических «донов кихотов», способных надавать ветряным мельницам по лопастям, на харьковском горизонте решительно не наблюдается. А следовательно, неудовлетворенность чувства регионального патриотизма придется компенсировать обострением интуиции при выборе наименьшего из зол среди уже изрядно примелькавшихся кандидатов.