Два года в масках, или Зачем был нужен карантин в Украине

9422

Правительство Дениса Шмыгаля пытается решить сразу две магистральные задачи – минимизировать потери от пандемии коронавируса и сохранить на плаву отечественную экономику и социальную сферу. Дело, вне всякого сомнения, благородное. Хотя, как говорят последователи Конфуция, трудно усидеть на двух стульях, особенно если их нет.

22 апреля Кабинет министров второй раз продлил действие карантинных мероприятий (до 11 мая). Возможно, к неудовольствию представителей мелкого бизнеса и части наемных рабочих, оставшихся без средств ку существованию. Но иные механизмы организационного противодействия распространению заболевания оказались для правительства недоступными.

Несмотря на проведение медицинской реформы (по иным данным, отчасти благодаря оной), уровень технической оснащенности отечественных медицинских учреждений призван скорее отпугивать пациентов, нежели вселять в них надежду на более-менее вменяемую медпомощь в случае чего. Мотивация врачей и младшего персонала не возросла даже после обещаний увеличения оплаты труда на 300%, так как известно – обещанного три года ждут, а спасибо в карман не положишь. На фоне совершенно неприлично огромных для бедной страны заработных плат топ-чиновников упрекать медработников в излишней меркантильности не имеет никакого смысла.

То есть на всесилье медицины примерно девять десятых граждан могут совершенно не надеяться – отдельную палату предоставляют только за особые заслуги на депутатском или министерском поприще.

Поэтому карантин все еще остается единственным механизмом, который в состоянии предложить Кабмин. Да, это не подорожник и даже не зеленка. Но как говорится, все, чем можем…

Премьер даже поговаривает о необходимости сохранения масочного режима в течение двух лет, хотя практически любой критически мыслящий избиратель отдает себе отчет, что попытки заглядывать в столь отдаленное будущее для членов действующего правительства вряд ли выходит далеко за рамки немотивированных фантазий. Не факт, что Кабмин в сегодняшней конфигурации продержится хотя бы до осени. Не исключено, что перед местными выборами (если таковые состоятся) ситуация в социально-экономической сфере будет настолько отвратительной, что придется приносить очередную жертву электоральному божеству.

Карантин наносит сокрушительный удар по и без того нездоровой отечественной экономике и благосостоянию (более чем скромному) миллионов граждан. Но здесь выбирать не приходится. Если на одной чаше весов общественное благо, а на другой – тыльная часть геометрического центра туловища высокопоставленного чиновника, то выбор более чем очевиден. Основная задача уполномоченных лиц – выйти из сложившейся ситуации с наименьшим количеством нареканий в свой адрес.

Тот, кто занимается последовательной организационной работой, рискует заполучить обвинения в недостаточной активности именно из-за низкого уровня создания «индустриального грохота».

Например, улучшение больничных условия заметно только пациентам больниц, то есть крайне ограниченному кругу лиц. Карантин – заметен абсолютно всем от мала до велика. В какую сторону будет направляться министерская активность – вполне очевидно.

Попробуем спрогнозировать, что в достаточно скором будущем практически все карантинные мероприятия, помимо ношения масок (что является наиболее наглядным проявлением заботы о людях – маски на лицах не заметить невозможно), будут упразднены. Причем, карантин отменят в гораздо худших условиях, нежели он был введен. Вводился он, когда в стране был один официально зарегистрированный заболевший, отменяться будет, когда в стране таких заболевших будет насчитываться десятки тысяч. Произойдет это в тот момент, когда усталость от изоляции и безденежья значительно превысит страх перед вирусом, а руководство страны почувствует себя полностью защмщенным от упреков в бездеятельности. Они запрещали, закрывали, перекрывали, штрафовали, проявляли озабоченность и демонстрировали телевизионным камерам тревожные лица. Они сделали все, что могли. Более того, активная карантинная деятельность позволит отдельно взятым персонам предстать перед аудиторией в красных суперменских трусах поверх синего комбинезона. Ведь факт чудесного спасения будет налицо, а деморализованное население (как и во времена деятельности пятого президента) можно будет убеждать в том, что  очередной экономический кризис – это и есть наилучший вариант из всех. Могло быть значительно хуже…

Дмитрий Михайлов