День независимости. Неизвестные факты
Ровно 25 лет назад, через два дня после ареста членов ГКЧП, Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. Хотя международное признание страны началось после проведение референдума 1 декабря 1991 года, именно с 24 августа Украина ведет отсчет нового исторического периода.
Как замечают философски настроенные люди, большое видится на расстоянии. И в то время, когда день сегодняшний представляется туманным и размытым, события отдаленного прошлого обретают все более четкие контуры, обрастая новыми подробностями. Накануне памятной даты президенты различных лет, отметившиеся в событиях 25-летней давности кто в роли активного участника, кто в роли старательного наблюдателя, дополнили отечественную историю тех времен ранее неизвестными фактами и не имевшими широкого распространения трактовками.
Первый президент страны Леонид Кравчук попытался поставить точку в длящихся десятилетиями исторических и идеологических спорах по поводу того, кто развалил СССР. Заслуга, приписываемая ранее то Михаилу Горбачеву, то Борису Ельцину, то американскому посольству в Москве, по оценке одного из подписантов Беловежских соглашений, принадлежит именно украинской стороне. По воспоминаниям Леонида Кравчука, российский президент Ельцин якобы ратовал за сохранение Союза, но ставший к тому времени Президентом Украины Леонид Макарович заявил, что после того, как на декабрьском референдуме население Украины поддержало Акт о независимости иного документа, кроме прекращающего существование СССР, он подписывать не будет.
«Украина может гордиться тем, что она есть, и была, и стала в 1991 году страной, которая развалила Советский Союз — последнюю империю, наиболее страшную», — резюмировал первый президент.
Данная трактовка событий ранее практически не встречалась в экспертной среде, следовательно, ее вполне можно отнести к определенному прорыву в оценке ключевого в современной украинской истории события. А жесткая критика Леонида Кравчука со стороны бывшего однопартийца Михаила Горбачева с попыткой перевести заочную дискуссию в плоскость изучения влияния возрастных особенностей на публичные выступления констатировала лишь то, что каждый остался при своем мнении.
Еще более любопытный факт был обнародован действующим президентом Петром Порошенко во время одного из многочисленных предпраздничных выступлений: «Каждый раз в конце лета мы вспоминаем события 91-го года, августа месяца. Но обычно при этом забывается, что буквально через считанные дни после провозглашения Акта о независимости в Киев сразу же примчалась российская делегация за Крымом и Донбассом. Я думаю, что это даже не всем известно».
Данная подробность с максимальной выразительностью подчеркивает ошибочность внешнеполитических блужданий предыдущих лет (на что помимо всего прочего указывает использование в президентской риторике аналогии с походом под руководством Пророка Моисея) и неопровержимую истинность курса нового. А отсутствие персонификации состава вышеупомянутой делегации говорит о том, что данная история, способная занять видное место в летописаниях национально-освободительных соревнований, еще ожидает своего дотошного исследователя.
Юбилейная дата помимо произнесения поздравлений и пожеланий обязывает к подведению хотя бы основных итогов отчетного периода с акцентированием внимания зрительско-читательской аудитории на наиболее выдающихся достижениях. Отход от тоталитарных юбилейных традиций с непременными отчетами о росте надоев и удоев подвигает к выявлению новых форм самовыражения, среди которых поиску национальной идентичности отводится наиболее почетное место.
За четверть века перемены коснулись не только политического строя, социально-экономических отношений и форм собственности, но и самих жителей страны, что попытался отобразить первый президент, проведя краткий сравнительный анализ человека прошлого и человека настоящего.
«Изменился облик людей, - отмечает Леонид Кравчук с дальнейшим обоснованием собственного вывода. - Они по-другому даже ходят, по-другому улыбаются, по-другому ведут себя – они раскованы. Они не боятся чего-то. В советское время всегда чего-то боялись. Кто-то контролирует, или ты, скажем, ушел случайно с работы, а тебе нужно быть на работе. Как при Андропове ловили людей в кинотеатрах, мол, а чего вы туда пошли… То есть, изменились люди, их улыбки, их убеждения, сила, вера в то, что они хозяева страны – вот это главное. Они одеваются по-другому. Они были просто «засмоктанные» советские все. «Синий чулок» тогда называли женщин. А теперь они по-другому одеты, они ходят, ну, скажем, как в любом европейском городе, в джинсах, девушки хорошо одеваются, очень симпатично выглядят».
Но даже столь разительных перемен пока не достаточно для преодоления кризиса идентичности, на присутствии которого настаивает третий президент Виктор Ющенко. Но преодоление тормозящего фактора связано с огромными трудностями, поскольку проблема уходит корнями в далекое тоталитарное прошлое, о чем, например, красноречиво свидетельствует отношение советского режима к национальной символике, в интерпретации Петра Порошенко.
«Настоящую историю нашего флага советская власть держала за семью печатями, - заявил Президент, выступая в Киеве по случаю Дня Государственного Флага. - Она следила, чтобы соединение синего и желтого цветов никогда не попадало на глаза гражданам. Право на отдельное существование этих цветов, конечно же, было. Ну не закроешь же людям глаза на голубое небо... И не запретишь растить золотистую рожь или пшеницу. А вот синергии цветов режим не допускал категорически и считал ее большим криминалом. Говорят, ГОСТ даже в коробках детского пластилина не разрешал синим и желтым кускам лежать рядом, только вперемешку с другими».
Все изменила новая эпоха. Хотя, конечно же, не все из 25 лет независимости были максимально продуктивными с точки зрения решения основных общенациональных задач. Но политические события последних двух лет позволяют четко рассмотреть луч света в конце тоннеля. И даже если это окажется фонарь встречной электрички, при применении позитивистского подхода данное обстоятельство вполне можно будет трактовать, как движение навстречу техническому прогрессу.