День Харькова. Неоднозначные даты

8983

В эпоху тщательной перекройки праздничного календаря День Харькова остается традицией, практически не претерпевшей изменений. Хотя 23 августа – не первый вариант даты городского праздника, да и на возраст столицы Слобожанщины у различных поколений горожан был отнюдь не общий взгляд.

2016-й для города с самой большой площадью в Европе и лучшим памятником Тарасу Шевченко в мире мог бы стать юбилейным. Как, впрочем, и прошлый. И позапрошлый. За последние сто с хвостом лет год основания Харькова менялся дважды. В 1905-м харьковчане отмечали 250-летие города. В 1956-м – 300-летие. А 350-летие отмечалось в 2004-м. Против первого варианта не возражал и «харьковский Геродот» Дмитрий Багалей, назвавший совместную с Миллером монографию «История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й год)». То есть, указав свою версию расположения на временной шкале точки отсчета. На построенной в период подготовки к 300-летнему юбилею каскадной лестнице в саду Шевченко значились даты 1655-1955. Хотя сам юбилей отметили годом позже. Организаторы 325-летия Харькова в 1981 году тоже были уверены, что город возник в 1656-м. Но в начале нового века дату основания Харькова пересмотрели еще раз. Не исключено, что в дело вмешалась политика – в 2004-м проводились президентские выборы, а круглые даты являются исключительным поводом подмолотить рейтинговые очки.

К слову, никаких идейно-исторических баталий, а тем более уличных боев вокруг проблемы года основания Первой столицы не наблюдалось. Очевидно, мыслящим категориями вечности харьковчанам данная проблема не представлялась принципиальной. Тем более что уже тогда историки вовсю обсуждали вопрос о более древней истории Харькова, которому никак не менее 1000 лет, а то и всех 1500.

От Гагарина до Госпрома

День города впервые отметили в 1987 году. И не 23 августа, а 20 сентября. Автором идеи считается председатель Харьковского горисполкома Степан Соколовский, который, впрочем, прославился не только этим и далеко не этим. Эпоха Соколовского вошла в историю Харькова как время новостроек, когда ежегодно квартиры получали 12 тысяч харьковчан, сдавались, как тогда говорили, в эксплуатацию по пять-шесть зданий для медучреждений и до десятка детских садиков и школ. Еще шикарнее были планы развития Харькова аж до 2005 года, когда по расчетам 30-летней давности в городе должно было проживать около 2 миллионов человек. Намечалось завершить застройку Алексеевки, Салтовки, Рогани, Южных Пятихаток и выйти на Дергачи, реконструировать Леваду, Журавлевку, Павловку, Холодную Гору, построить народный театр на 900 мест, театр сатиры на 1000 мест, филармонию на Сумской, создать историко-музейный центр, этнографический музей, харьковскую ВДНХ и довести количество станций метрополитена до 35. Но все изменила эпоха ускорения, когда скорость полета творческих фантазий возросла настолько, что на реализацию каких-то проектов времени уже не оставалось.

В бюджетно-дефицитные 90-е во избежание излишних затрат было принято решение объединить День города с Днем освобождения от немецко-фашистских (или, по новой - уточненной - терминологии, немецко-нацистских) захватчиков - 23 августа.

Экс-мэр Михаил Пилипчук, комментируя несколько лет назад данное событие на страницах газеты «Вечерний Харьков», вспоминал: «Все-таки придерживались мнения, что в День освобождения Харькова произошло новое рождение города. После Великой Отечественной войны Харьков выстоял и возродился, поэтому два праздника решили объединить в один. Главная идея – придать единому празднику максимум значимости. Меня поддержали и согласились. С тех пор, с 1997 года, День города и День освобождения Харькова мы празднуем в один день. Для меня самого, например, 23 Августа стал особенно святым днем именно с 1997 года, когда праздники стали проводить совместно».

Накопленная к тому времени масса гражданского активизма была столь мала, что изменения календаря городских праздников не вызвало ни у кого никаких нареканий, и шикарная возможность для горожан разделиться, например, на сентябревцев и августовцев с проведением маршей, митингов и обливаний зеленкой была упущена.

Несмотря на определенные попытки перетрактовать идейное содержание праздника – например, на открытии станции метро «Победа» президент Порошенко говорил об освобождении от захватчиков уже без конкретизации от каких именно – предложение вообще отказаться от данного «наследия тоталитарного прошлого» пока не поступает. Хотя ранее таковые пару раз звучали. Году в 2009-м интернет-издание «SQ» сообщало об инициативе Харьковской правозащитной группы перенести День города на иную дату, поскольку 23 августа было объявлено Общеевропейским днем памяти тоталитарных режимов. В качестве дополнительного обоснования приводился аргумент, что именно 23 августа в 1939 году был заключен вызывающий далеко неоднозначные оценки экспертного и околоэкспертного сообществ советско-германский договор о ненападении. Но предложение не нашло сколь-нибудь широкой поддержки, очевидно из-за того, что на 23-е число выпадают и иные события, трактуемые безусловно положительно. Например, открытие харьковского метрополитена в 1975 году.

Еще ранее – в 2005-м – политические активисты предлагали перенести День города из-за его близости с Днем независимости, что, несмотря на боле-менее прочную закрепленность исторических событий за конкретными датами, в принципе возможно.

В августе 43-го городские сражения продолжались 18 дней. Памятной датой могло стать 13 августа – день вступления Красной армии в город. Или же 30-е – окончательное освобождение. Но в качестве ключевой даты было выбрано 23-е, когда советские бойцы установили над Госпромом красный флаг, что по нынешним временам повальной декоммунизации – вообще не комильфо.

Но прошедшие практически незамеченными инициативы многолетней давности вряд ли имеют какие-то перспективы для реализации и в ближайшие годы. День города, неоднократно имевший шансы стать идейным яблоком раздора, по-прежнему остается одним из немногих символов, безусловно объединяющих горожан.

Ну и помимо всего прочего, 23 августа является прекрасным поводом, чтобы в городе появилось что-то замечательное или уж как минимум неплохое.

К 300-летию открыли упомянутую выше каскадную лестницу, ставшую одним из главных символов Харькова.

Через 49 лет – мы помним, что история Дня города полна парадоксов – к 350-летию подарочный комплект из двух станций метрополитена дополнил Памятник основателям города, подаренный мэрией Москвы. И хотя не у всей эстетствующей публики, настаивающей на своей культурностоличности, конная статуя вызывает максимальное художественное удовлетворение, зато в городе есть работа самого Церетели.

В 2009-м на площади архитекторов появились очень забавные макеты «Семи архитектурных чудес Харькова», вызывающие как минимум всплеск восторга у приезжих.

В 2012-м вместо легендарного памятника под названием – в народной интерпретации – «Пятеро вышли из ломбарда» появилась не иначе навеянная мотивами творчества Пикассо «Летящая Украина». И хотя у некоторых старожилов исчезновение прежнего монумента вызывало легкую печальку, события последних лет показали, что реконструкция была затеяна крайне своевременно. Иначе в центре площади Конституции ныне красовалась бы обнесенная зеленым забором куча битого кирпича.

В 2016-м открылась строившаяся более 30 лет и за последние дни пережившая несколько церемоний открытий и пусков станция метро «Победа». И хотя до ближайшей станции «Алексеевской» всего 400 метров, данную мелочь вполне можно отнести к разряду максимально приятных.

Так что – всех с праздником!

Андрей Кравченко