Битва рейтингов, или Конец политической социологии

2825

Гусары в старину мерились длинной султанов на киверах, современные политики – размером рейтинга. Последнее давно стало национальным видом спорта с крайне гибкими, как показывают результаты последних социологических исследований, правилами.

Киевский институт социологических и маркетинговых исследований 16 марта опубликовал очередные результаты опросов, которые призваны отобразить электоральные симпатии граждан страны.

  • ОПЗЖ – 24,6%;
  • «Европейская солидарность» - 20,5%;
  • «Слуга народа» – 16,2%;
  • «Батькивщина» – 9%;
  • «Партия Шария» – 5%.

В тот же период Центр Разумкова опубликовал данные, что называется, перевернутые с ног на голову (или с головы на ноги, на данный момент - это вопрос оценочных суждений).

  • «Слуга народа» – 26,5%;
  • «Европейская солидарность» - 20,1%;
  • ОПЗЖ – 17,9%;
  • «Батькивщина» – 9,4%;
  • «Сила и честь» – 5,2%.

При ранжировании претендентов на президентское кресло последовательность основных кандидатов у исследователей совпадает, но числовые показатели также значительно отличаются.

Версия КИСМИ (среди тех, кто будет голосовать и определился с выбором):

  • Владимир Зеленский – 18%;
  • Петр Порошенко – 17,6%;
  • Юрий Бойко – 10,1%;
  • Юлия Тимошенко – 9,3%;
  • Игорь Смешко – 5%.

Центр Разумкова (среди тех, кто будет голосовать и определился с выбором):

  • Владимир Зеленский – 25%;
  • Петр Порошенко – 18%;
  • Юрий Бойко – 15,6%;
  • Юлия Тимошенко – 9,2%;
  • Игорь Смешко – 5,8%.

Как говаривали рекламщики «эпохи первоначального накопления капитала», почувствуйте разницу.

В словарях указывается, что социология - это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Ключевое слово в определении – наука. А это означает наличие единых методов исследований.

Если несколько физиков и химиков проведут один и тот же опыт, то у них получатся одинаковые результаты.

В случае с результатами социсследований приходится делать предположения о том, что:

  • либо социология не наука, а увлечение для коммуникабельных граждан;
  • либо потребитель информационного проекта имеет дело с искажением объективной информации.

Второе также возможно, поскольку данные политических социсследований неплохо вписываются в агитационно-пропагандистских механизмы.

Статус рейтинговых лидеров помимо формирования чувства глубокого удовлетворения у самих лидеров, способствует мобилизации электоральных масс. Статус рейтинговых аутсайдеров напротив деморализует наличных и потенциальных сторонников той или иной политической силы. Это, в принципе, азбука.

Как показывают те же соцопросы, в межвыборный период значительная часть электората относится к категории неопределившихся. Именно за эту категорию претенденты на мандаты или «президентскую булаву» могут вести борьбу. Психологически неопределившийся человек склонен следовать за лидерами. Шансы на то, что он отдаст свой голос непроходной партии или такому же кандидату – достаточно невелики.

Проверить качество работы социологов можно экспериментальным путем – посредством выборов. Но и здесь вряд ли будет возможным говорить об абсолютной чистоте эксперимента, так как искаженные данные исследований могут носить агитационный характер и задавать определенные электоральные тенденции. Да, они не способны изменить картины мира в целом. Но иногда и пару процентов могут иметь немалое значение.

Дмитрий Михайлов