Битва гигантов. Холодильник против телевизора

2811

Волны экспертных оценок итогов прошедшего года и перспектив года наступившего немного стихли, что создает небольшой временной люфт для воспроизведения гласа электоральных масс, которые занимают хоть и пассивную, но немаловажную роль испытуемых в социально-экономических экспериментах.

Ряд последних социологических исследований дает представление не только о доминирующих тенденциях общественного мнения, но, что гораздо любопытнее, позволяет выявить факторы, оказывающие на ход мысли среднестатистических граждан  наибольшее влияние. Перевес воздействия тех или иных факторов, традиционно объединяемых в две группы под условными названиями «холодильник» и «телевизор», позволяет сделать выводы о том, где менеджерам по вопросам массового сознания удалось довести до низового уровня общественной пирамиды представление о правильной картине мира, а где развитие ситуации было пущено на самотек.

Основной вопрос из области даже не общих знаний, а общих ощущений касается характера ожиданий от наступившего года. Согласно результатам исследований Kantar TNS, треть опрошенных (34%) уверены, что 2017-й будет хуже своего предшественника. Четверть опрошенных не ожидают изменений. Несмотря на то, что ожидающих улучшений пока больше (41%), оптимизм главы государства, сообщившего в предновогоднем послании о преодолении черной полосы, остался неразделенным. Учитывая, что, вступая в новый год люди, в принципе, не настроены думать о худшем, показатель добрых надежд на уровне 41% является крайне низким. Поражение «телевизора» в данном случае более чем очевидно: если не нокаутом, то по очкам с большим отставанием.

Скептицизм значительной части населения подтверждается и данными опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива. В том, что  страна сможет преодолеть существующие проблемы в ближайшие несколько лет, уверены только 17% украинцев.

Несмотря на все старания «телевизора», 67% граждан считают, что события развиваются в неправильном направлении, а в правильности избранного пути убеждены 16%. То есть «холодильник» достаточно уверенно припечатал оппонента к рингу.

Наличие некоторых оснований для антирадужных настроений демонстрируют данные исследований Киевского международного института социологии, согласно которым 18,5% украинцев не могут себе позволить покупать достаточное количество еды. Еще 51,3% опрошенных сообщили, что денег на еду хватает, но одежду приобретать уже не на что. Действительно, в мире существуют страны, где люди, которые могут позволить себе ежедневное трехразовое питание, относятся к обеспеченному классу. Но пережитки взглядов на уровень благосостояния, распространенных в прошлые годы в Украине, еще достаточно крепки.

«Телевизору» не удалось убедить значительную часть граждан в пользе такого, казалось бы, благородного начинания, как повышение минимальной зарплаты. По данным исследований Центра Разумкова, 27% украинцев считают, что это негативно отразится на экономике. Мало того, несмотря на соответствующие распоряжения Кабмина, четверть опрошенных подозревают, что минимальные зарплаты будут повышены меньше, чем планируется; 13,7% респондентов считают, что не будут повышены вовсе.

Ожидания третьего майдана на уровне 38%, выявленные совместными исследованиями Фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова, следует скорее отнести к фантомным болям постреволюцтонного периода, прошедшего под лозунгом «не понравятся и эти, их тоже снесем».

«Телевизор» безоговорочно побеждает в вопросах, не имеющих никакого практического применения и ровным счетом никак не влияющих на повседневную жизнь граждан, то есть там, где для «холодильника» даже нет нужды выходить на поле битвы.

Например, согласно данным опроса Центра Разумкова и фонда «Демократические инициативы», более 70% украинцев проголосовали бы за вступление в НАТО на референдуме, если бы таковой был проведен. Еще три года назад позитивно к данной идее относились приблизительно 30-35% граждан.

На том же уровне актуальности находится вопрос вступления в ЕС, которое, согласно данным Фонда «Демократические инициативы», поддерживает 58% населения (еще пару месяцев назад исследования группы «Рейтинг» зафиксировали данный показатель на отметке 50%). Результат работы источников вещания в обоих случаях очевиден, хотя сама постановка подобных вопросов лишена смысла и выполняет по большей степени роль отвлекающей терапии. (Насколько известно, ни НАТО, ни ЕС не рассматривают возможность предоставления Украине членства в обозримой перспективе).

И наконец, победу правильного «телевизора» над неправильным можно зафиксировать в противостоянии по вопросу о досрочных выборах. Как утверждают специалисты Украинского Института Будущего, желание сходить на избирательные участки выражают 37,7% граждан, 45,4% - пока выступают против, что является несомненным успехом правящей коалиции, несмотря на ее обвальные рейтинги.

Если же влияние основных факторов суммировать, то начавшийся год, по версии среднестатистического украинца мог бы быть таким: не то лучше, не то хуже предыдущего, пока непонятно, на выборы, конечно, можно сходить, то лучше не стоит, хорошо бы вступить в ЕС и НАТО, хотя курс, пожалуй, надо менять, ибо события развиваются в непонятном для широких народных масс направлении.

Андрей Кравченко