Беда номер два в Харьковской области

2416

Вместо эпиграфа

Если объединить два извечных вопроса интеллигенции и две извечные беды, то получится вполне логичная конструкция. Кто виноват? Дураки. Что делать? Дороги.

(Из КВНовского юмора)

Если бы это было возможным, то составление различных рейтингов, а тем более их обнародование следовало бы запретить. Появление очередного рейтинга комкает картину улучшений, и полностью нивелирует титанические усилия тысяч чиновников и дружественных к ним средств массовой агитации. Только президент с генеральным прокурором дадут творческий импульс борьбе с коррупцией, как появляется международный рейтинг, в котором Украина все на том же 131 месте, что была и при антинародном режиме. Не успел министр социальной политики отрапортовать о мегадостижениях пенсионной реформы, выплывает список стран, в которых пенсионерам жить просто противопоказано.

Новый международный рейтинг состояния дорожного хозяйства в различных странах оказался просто плевком на лацкан главе правящего кабинета Владимира Гройсмана, потратившему огромное количество человеко-часов на рассказы о невиданном доселе размахе дорожного строительства.

Особенно универсальных экспертов потешило месторасположение подопечной Владимиру Борисовичу страны между Мозамбиком и Парагваем. Действительно, Мозамбик – уникально бедная страна с ВВП на душу населения менее 400 долларов. Но Парагвай-то вполне себе более-менее. ВВП на одного парагвайца превышает 8000 условных единиц, что в четыре раза больше, чем на одного украинца. Так что фон вроде не столь уж и отвратителен. Но итоговое место – удручающе (130-е из 137-ми). Даже обложенная санкциями по самую двойную сплошную страна-агрессор умудрилась оказаться на 16 позиций выше, что досаднее всего.

Ответственные товарищи из "Укравтодора" тут же бросились вымачивать пилюлю в сахарном сиропе, заявив, что рейтинг составлен по данным на 2016 год. Но если к лозунгам о нанесении сокрушительного удара "по бездорожью и разгильдяйству" добавить щепотку числовых данных, то станет совершенно ясно, что за два года абсолютно ничего не изменилось, да и измениться не могло.

Пионерский рапорт "Автодора" о рекордных масштабах ремонтных работ – 2177 километров в 2017 году – в сопоставлении с общей протяженностью отечественных больших и малых трасс выглядит не столь поражающим воображение. В прошлом году отремонтировано 1,3% от общего количества дорог. То есть для завершения полного цикла понадобится 77 лет.

Конечно же, было бы крайне странно, если бы дорожно-ремонтные работы не были в приоритете и в Харьковской области, о чем и намеками, и открытым текстом неоднократно сообщала ныне действующий губернатор Юлия Светличная в своих многочисленных публичных выступлениях. Тем более что автовладетельные массы уже давно перешли из режима "ропщут" в режим "вопиют".

"Говорят, что где-то продолжаются масштабные ремонтные работы. Вчера ехал из Днепра по Красноградщине: так вот, дорога там отсутствует, что "до", что "после", что в самом райцентре. Полоса (направление на Харьков) скоростной трассы вообще закрыта… Сорняк посреди дороги уже метровый. Юлия Светличная - когда пути Красноградского края будут обновлены?"

(Дмитрий Шевченко, главный редактор радио Holos.fm).

Взрыв даже заряженного на креатив мозга произвел перфоманс жителя Змиева Павла Стольника, который в феврале текущего года измерял глубину ям на прилегающей к городу трассе "Киевскими тортами". Столь отчаянная акция с вполне прозрачными намеками отнюдь не означает, что самым гиблым местом в океане дорог является именно Змиевской район.

У змиевчанина Стольника появились последователи. Житель села Безруки Олег Литвин попытался измерять ямы на трассе Дергачи – Казачья Лопань солдатской каской. Получилось. Рассказывал местным журналистам-блогерам, что в прошлом году в качестве измерительного прибора использовалась сигаретная пачка, но все вокруг подвержено росту, в том числе и дорожные ямы.

Региональную известность приобрела "Дорога позора" на подъезде к поселку Слатино. Эти два слова неизвестный дорожный партизан приписал на баннере с надписью "Вас вітає Слатіно". Власти нашли простое до гениальности решение проблемы – убрали баннер. Как говорят шахматсты, этюдное решение. Нет надписи, нет позора. Впрочем, и дороги тоже нет.

Своя "дорога позора" существует абсолютно в каждом районе, и даже присутствие самого президента Порошенко на открытии сотни метров свежего асфальта у покрашенного моста в Изюмском районе не внесло пока коренного перелома в дорожно-бездорожную ситуацию.

В нынешнем году обещают нанести по бездорожью такой удар гривной, какового это самое бездорожье еще не видывало – 2,8 млрд грн. Но вечно недовольные автолюбители уже начинают ванговать в сторону тотального негатива, мол де, заштопают ямы латками, которые сойдут вместе со снегом. И вполне имеют право. Если в прошлом году на ремонтные работы было выделено 1,3 млрд грн., а уровень удовольствия у автовладельцев на нулевой отметке, то двукратное увеличение затрат может и не сдвинуть ситуацию с места, так как по версии традиционной математической школы ноль умноженный на два не претерпевает сколь-нибудь заметных изменения. Основная часть экивоков направлена в сторону пресловутого ямочного ремонта, давно уже ставшего классикой жанра. Бытует досужее мнение, что на ямочных ремонтах чиновнику воруется легче и приятнее, что, конечно же, абсолютно не соответствует реальному положению дел. Вооруженный современными знаниями и передовыми технологиями чиновник способен скрасить свое бытие и на ямочном  ремонте, и на капитальном. И даже на отсутствии любого ремонта. Иначе он просто перестанет себя уважать. Иное дело, что ямочный ремонт не дает наглядных образцов нового качества жизни. Сторонники подобного взгляда еще много дет назад предлагали завязать со всеми текущими и утекающими дорожными ремонтами, аккумулировав все средства на реализации одного мега проекта. Например, автобана Харьков-Львов. Идея не столь идиотская, как может показаться на первый взгляд, так как заряженное на проанонсированные великие достижения общество разлагается при отсутствии "большого общего дела". Во всяком случает, так утверждают ее сторонники, намекая на то, что у людей занимающихся ямочным ремонтом, формируется психология ямочного ремонта. Примерно по той же схеме портной, привыкший перелицовывать ветошь, не станет кутюрье, а повар, привыкший готовить  ирландское рагу, не способен ваять торты с вишенкой на макушке. Узость идей порождает узость мышления, а узость мышления порождает скудность бытия. На этом можно было бы поставить точку, но 2,8 миллиарда из народного кармана не дают покоя. А вдруг и в этот раз ничего не получится. Лучше раздать их депутатам не ниже областного уровня на приобретение внедорожников. Выборы ведь еще никто не отменял. А если народные избранники по бездорожью не смогут пробраться к электоральным массам, последние могут ощутить себя одинокими и никому не нужными.

Екатерина Павловская