Арсений Яценюк: в чем он виноват и что ему делать
Есть такие проклятые вопросы: кто виноват и что делать. Как правило, ими характеризуют предреволюционную ситуацию, когда общество и государство входят в клинч, и нет другого разрешения конфликта, кроме силовой смены власти.
Попробуем применить их в отношении первых лиц украинской политики, которые полтора года назад стали во главе государства в результате революционных изменений – не революции, нет. Пусть события зимы 2014 года и называют революцией достоинства, но ведь и акции протеста осени 2004 года тоже называли оранжевой революцией. Единственным по-настоящему революционным событием стал возврат к парламентско-президентской форме правления.
Для начала мы рассмотрим в контексте этих глобальных перемен ситуацию, в которой оказался премьер-министр Арсений Яценюк, попавший под шквал критики, способный стереть его с политической карты Украины. Как он дошел до жизни такой – в чем виноват Яценюк и что ему делать.
Яценюк стал самым молодым председателем Верховной Рады (в 33 года) и самым молодым главой правительства (в 40 лет) – этого достаточно, чтобы войти в историю страны. Но вряд ли он собирается уходить на политическую пенсию и становиться исторической достопримечательностью в самом расцвете сил, находясь при этом на вершине власти. При этом уровень популярности Яценюка обратно пропорционален месту в иерархии, которое он занимает. Его рейтинг находится в пределах статистической погрешности и стремится к нулю (16 октября группа «Рейтинг» оценила уровень поддержки партии «Народный фронт» в 1%).
Здесь приходит на память первая самостоятельная избирательная кампания Яценюка – выборы президента 2010 года. Стартовав раньше других, он добился впечатляющей динамики роста популярности, благодаря регулярному появлению в ток-шоу телеканала «Интер» весной-летом 2009 года. Он ворвался в первую тройку кандидатов в президенты, став вровень с Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем. Как результат, Яценюк перестал попадать в эфир «Интера» и на голосовании в феврале 2010 занял четвертое место, получив 6,96% голосов – это в два с половиной раза меньше его рейтинга лета-2009.
Напомним, что впервые Яценюк участвовал во внеочередных парламентских выборах 2007 года – он был третьим номером списка блока «Наша Украина-Народная самооборона», поэтому этот результат мы не учитываем. А вот его первое место в списке «Объединенной оппозиции», которая осенью 2012 года набрала 25,54%, есть смысл запомнить. Потому что, заняв пост премьера в марте 2014 года и отказавшись от участия в выборах президента, он выиграл внеочередные парламентские выборы осенью того же года – партия «Народный фронт» набрала 22,16%.
И вот здесь начинается самое интересное, здесь лежит корень проблем политического порядка, с которыми столкнулся Яценюк. Президент Петр Порошенко не мог смириться с тем, что его избирательный блок занял второе место, и что согласно правилам существования парламентско-президентской республики коалицию – и правительство – формирует победитель выборов. Порошенко не виноват в том, что он хотел сделать премьер-министром Владимира Гройсмана. Это Яценюк виноват в том, что Порошенко хочет вылепить из него Гройсмана.
Сначала Яценюк отказался под давлением Порошенко от идеи создания правительства технократов и согласился на квотный принцип распределения министерских портфелей, из-за чего вынужден работать в Кабинете министров со ставленниками администрации президента. Вместо того чтобы настоять на своем, а в противном случае снова принять участие в выборах – без «Народного фронта» коалиция не состоялась бы в тех условиях. В итоге партия премьера является несущей конструкцией парламентского большинства, но в Кабинете Министров находится в меньшинстве – как известно, постановления правительства принимаются консенсусом.
Затем Яценюк отказался от участия «Народного фронта» в местных выборах – сам лишил себя дополнительной площадки для разъяснительной работы и общения с избирателями. Вместе с тем он потерял техническую возможность отбиваться от упреков и обвинений во всех грехах, которые сыпались на его кабинет со стороны членов президентской партии, в частности.
Настоящая информационная война, которая ведется последний месяц против Арсения Яценюка, объединила всех олигархов - от Рината Ахметова до Дмитрия Фирташа, включая Петра Порошенко. Только последний, прежде всего, преследует политический интерес. Отдавая себе отчет в том, что перспектива выигрыша досрочных парламентских выборов партией «Блок Петра Порошенко «Солидарность» выглядит достаточно туманной, он стремится ослабить Яценюка как премьер-министра (давая возможность сохранить тому свой пост) в настоящее время и ближайшей перспективе. Кроме того, он продолжает осуществлять свою стратегию – убивай их, пока они маленькие – в отношении своего главного конкурента по электоральному сегменту национал-демократических политических сил. Потому что нет для Петра Порошенко более желательного соперника на выборах президента 2019 года, чем Юлия Тимошенко.
«Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», - такие слова баснописца Ивана Крылова как нельзя лучше описывают ситуацию, в которой оказался Яценюк, окруженный со всех сторон олигархами. Виноват он также в том, что слишком понадеялся на себя, не сформировал вокруг себя команды за те десять лет, что находится в высших эшелонах власти. И виноват Яценюк в том, что если он потерпит поражение, то это не ему решать – выигрывать или проигрывать.
Когда Яценюк уходил с поста председателя Верховной Рады в 2008 году во исполнение коалиционных соглашений, он одновременно показал путь, по которому проследует Тимошенко – вниз, по наклонной плоскости. Сейчас «Народный фронт» грозит в случае отставки Яценюка с должности премьера выходом из коалиции, способным повлечь досрочные выборы. В ближайшие полгода их не выиграют ни Порошенко, ни Яценюк. И это дает шанс последнему удержаться в кресле, а если 2016 год и в самом деле принесет минимальный экономический рост, как прогнозируют Всемирный банк и МВФ, то тогда уже можно и о выборах задуматься.