С нового года в Харькове и области, как и по всей Украине, бригады экстренной медицинской помощи будут выезжать только на критические и экстренные вызовы. Речь о тяжёлых травмах с большой кровопотерей, отравлениях, инфарктах, инсультах и других случаях, когда необходима срочная госпитализация, реанимационные мероприятия и т. п.
Повышенное давление или высокая температура - не повод набирать «103». Ссылаясь на документ о четырех дополнительных критериях вызова «скорой», диспетчер может отказать направить бригаду медиков к больному.
Согласно документу, утверждённому правительством, обращения в скорую помощь будут делить на:
- критические (требуется немедленное реагирование и вмешательство медиков, нужны реанимационные меры: отсутствие или неэффективное дыхание, сильное кровотечение при травмах, отравления)
- экстренные (неотложные состояния, которые несут угрозу жизни и здоровью человека и могут привести к резкому ухудшению состояния, сопровождаются нарушением сознания, признаками кровотечения, острого коронарного синдрома, инсульта, расстройствами дыхания);
- неэкстренные вызовы (случаи, которые не несут угрозы для жизни и здоровья пациента, но заболевший или пострадавший требует консультации медика: высокая температура тела, недомогание у беременных, боль в желудке, почках, печени и многое другое).
- непрофильные (больной не нуждается в оценке состояния здоровья медработником и может получить дистанционную медицинскую консультацию, однако не указано, каких контрено случаев это касается).
В критических и экстренных ситуациях "скорая" должна прибыть в течение 10 и 20 минут соответственно. А по другим вызовам медики имеют право не приезжать вовсе. Если вызов неэкстренный, диспетчер будет рекомендовать обратиться к семейному врачу, сам передаст ему заявку, может также направить свободную от экстренных выездов бригаду "скорой". На непрофильные вызовы - только консультация по телефону.
Определять вид вызова будут диспетчеры по телефону.
«Город Х» попытался разобраться, насколько готовы к работе по-новому бригады экстренной медпомощи Харькова и области и к чему готовиться населению с 1 января.
Директор Харьковского центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Виктор Забашта утвреждает, что сегодня на все экстренные вызовы бригады медиков приезжают вовремя.
«Мы и сегодня укладываемся в нормативы - приезжаем за 10 минут в городе и за 20 минут по области, и даже раньше. У нас достаточно широкая сеть пунктов базирования в области, чтобы медики вовремя доезжали», - утверждает Виктор Забашта, однако с осторожностью относится к очередным нововведениям.
«Осторожно, но с желанием выполнить, понимая, что все очень сложно, взаимосвязано, и что невозможно делать реформу и принимать какие-то законы в одной отдельно взятой отрасли», - говорит директор Центра .
По его словам, бригады экстренной медпомощи с нового года не будут выезжать на непрофильные вызовы, потому Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) за них не заплатит.
«С 1 января нас просто поставят в такие рамки работы. Ведь НСЗУ будет оплачивать вызовы за качество, которое изначально подразумевает профильный прием вызова – то есть до 90% вызовов должны быть критическими и экстренными. Кроме этого, также учитывается время доезда и оказание помощи по протоколу, а также госпитализация больного в профильный стационар. И только при выполнении всех этих условий мы можем рассчитывать на средства от НСЗУ и будем зарабатывать», - объяснил Забашта.
При этом он акцентирует на том, что в Украине уже давно нет службы скорой помощи, вместо нее - экстренная, и у нее другие задачи, поэтому необходимо вводить новые критерии, по которым будут работать бригады медиков. Однако нужно время, чтобы людям стала понятна идея экстренной помощи.
«Нам (ред. - Центру экстренной медицинской помощи и медицины катастроф) уже 8 лет, а вы все еще называете нас скорой помощью. В принципе, новые критерии, утвержденные Кабмином, - здравые. Людей надо готовить к идее экстренной помощи, объяснять: если повысилось давление, болит голова или поднялась температура - не надо требовать, чтоб бригада медиков приехала по гололеду за 10 минут. Но у наших людей такой менталитет - каждый считает свой случай экстренным. Однако необходимо еще время, чтобы подготовить и людей, и медучрежения»,- считает Забашта.
По его мнению, система оказания медпомощи в стране еще не совсем готова к очередным нововведениям в рамках медицинской реформы.
«Все декларируемое – классно. Но пока не заработает «первичка», пока семейная медицина не заберет на себя часть тех же гипертоников, у нас не будет альтернативы ехать- не ехать»,- считает Забашта.
Есть также много вопросов, связанных и с госпитализацией в профильные стационары. В частности, пациентов с подозрением на острый инфаркт с районов необходимо везти в Харьков, при этом нужно уложиться в нормативное время, чтобы больной получил бесплатную помощь.
«Все понимают, что инфаркт миокарда в Лозовой лечить нельзя. Потому что у них нет ни томографа, ни операционной, где нужно ставить стент. Но, если мы мы везем из области в Харьков острый инфаркт с подъемом ST, который по программе подразумевается как бесплатный для стентирования, то нам надо вложиться в три часа. Допустим, живет человек в Близнюках и позвонил нам не сразу, как стало плохо, а через два часа. А нам еще надо доехать. Если мы не вложимся в эти три часа, а вложимся в три с половиной, то, выходит, надо везти пациента обратно? Куда девать таких больных? Тоже вопрос», - рассуждает Виктор Забашта.
Он также утвереждает, что диспетчеров Центра экстренной медицины, которые принимают решение направлять "скорую" или нет, также необходимо готовить на специальных курсах.
«Обычно у нас фельдшер, который идет на пенсию, садится в диспетчерское кресло. Это профессионалы, которые могут самостоятельно оказывать помощь и самостоятельно принимать решения. Это достаточно серьёзная подготовка. Хотя я все время утверждаю, что диспетчеров надо обучать на специальных курсах. Диспетчер — это другая специальность, которая требует массу знаний, навыков, характерологических особенностей и всего прочего», - резюмировал Забашта.