Загадка самой знаменитой картины Репина

1857
На уходящей неделе отмечалась одна из наиболее значимых дат в истории Харькова и области – день рождения Ильи Репина.

Репин родился в Чугуеве 5 августа 1844 года. Биография его исхожена вдоль и поперек, поэтому остановимся лишь на одном, но весьма замечательном фрагменте – создание его самой знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Применительно к данному полотну вспоминается фрагмент из не менее знаменитого и великого произведения – пьесы «Ревизор», когда погрязший в собственных фантазиях Хлестаков на замечание, что «Юрий Милославский» - роман господина Закоскина, парирует: «Ах да, это правда, это точно Загоскина. А есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».

Когда вам рассказывают, что легендарное полотно Репина «Запорожцы» хранится в музее Петербурга, то вы можете сказать: «Точно, в Петербурге. А есть другие «Запорожцы», так те уж в Харьковском музее хранятся».

Репин работал тщательно и долго. Полотно размером примерно два метра в высоту и три с половиной в ширину он писал более 10-ти лет – с 1880 по 1891 года.

Несмотря на острую критику по поводу якобы исторической недостоверности полотна, успех картины был необычайным. В 1892 году картину за 35 тысяч рублей купил император Александр III. Сумма огромная по меркам конца XIX века (профессор университета получал рублей 200 в месяц).

Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.

Возможно, Репин был провидцем и предугадал громкий успех полотна, поэтому, не окончив первый вариант, сразу взялся за второй. Возможно, первый вариант по каким-то показателям его не вполне удовлетворял, но он решил не переделывать, а создать параллельную версию.

Еще не завершив основной вариант, в 1889 году Репин начал работу над вторым. Работа была прекращена в 1893 году.

Главная задача начинающих местных любителей искусства и краеведов –научиться различать, где запорожцы наши, а где нет.

Найдите 10 отличий

Харьковская картина немногим меньше по размеру и считается экспертами незавершенной. Но есть некоторые различия и в самом изображении. Именно они позволяют считать харьковский вариант не копией, а параллельной версией.

Петербург.jpg

Первая версия. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Харьков.jpg

Вторая версия картины 1893 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее

Меньшие размеры делают харьковский вариант намного компактнее. Воздуха становится меньше, но за счет сокращения пространства удается достичь заметного повышения эмоциональной плотности.

Писарь на первой картине уткнулся в работу. В харьковском варианте он разделяет общий восторг от коллективного творчества, он вместе со всеми наслаждается происходящим действием, что значительно оживляет полотно, делает его гораздо ближе к эмоциональному состоянию запорожцев, которые пытались сделать письмо турецкому султану максимально смешным.

Исчезает казак в белом одеянии с капюшоном, совершенно безучастный к общему действу. За счет этого колоритный смеющийся казак в папахе выдвинется на первый план, и именно он во многом создает настроение картины. От первого варианта остаётся казак без рубашки. Очевидно, именно эти две фигуры вместе с писарем полностью удовлетворили Репина. Существенной потерей, конечно же, является исчезновении отбритого казака, откинувшегося на спину от смеха на переднем плане.

Но в целом, у харьковчан есть все основания считать свою картину и более яркой, и более насыщенной, и более эмоциональной, и более настроенческой. При большом желании.

Чем картина Репина похожа на памятник Шевченко

Неизвестно, вдохновила ли картина Репина скульптора Манизера на создание того варианта памятника Шевченко, который сегодня установлен на улице Сумской и считается лучшим памятником Кобзарю в мире, но определенные параллели наблюдаются достаточно четко.

Известно, что Манизер в качестве моделей привлекал актеров Харьковского театра имени Шевченко.

Репин на своем полотне также увековечил ряд известных ему современников.

Роль центральной фигуры – писаря – исполнил знаменитый исследователь запорожского казачества, один из наиболее известных харьковчан Дмитрий Яворницкий. Он же выступали главным историческим консультантом картины.

Вторая центральная фигура, присутствующая на двух вариантах – казак без сорочки – предположительно была списана с образа знаменитого актера и режиссера Марка Кропивницкого. Он тоже был отчасти связан с Харьковом, неоднократно играл в городе и здесь нашел последний приют – его могила расположена в современном Молодежном парке.

Прототипом казака в папахе стал профессор Петербургской консерватории Александр Рубец.

Казака, указывающего рукой вдаль и изображенного в двух вариантах картины, исполнил кучер художника Василия Тарновского  - Никишка.

Прототипов имеют и иные персонажи первого варианта, которым не нашлось места на харьковской картине.

Читайте также: