Поэтическая набережная. Харьковские закоулки (фото)

2029

Харьковская набережная двулика, как известное древнеримское божество. С одной стороны реки заметны следы благоустройства, хоть и относительно давнего. С другой - зачатки модернизации соседствуют с закоулками, на вид невзрачными, но наполненными глубинными поэтическими и философскими смыслами.

Набережная – это участки с двух сторон реки Харьков между Горбатым и Харьковским мостами.

Еще в середине XIX века территория нынешней набережной и прилегающие улицы были застроены по большей части домиками с камышовыми или соломенными крышами. Жизнь в данной части города резко изменилась после строительства в 1882 году крупного для XIX века промышленного предприятия – мукомольного фабрики. Спустя почти три десятилетия, в 1910-м, прямо на берегу реки появилась первая частная мужская гимназия. Здание построили по проекту известного архитектора Юлия Цауне. Директором гимназии был известный в городе преподаватель Василий Давиденко. Его учебное заведение вскоре стало одним из самых популярных в Харькове. В здании и сейчас располагается школа.

Харьковская набережная

Часть Харьковской набережной в районе новой «старой мельницы» и новых офисных центров выглядит не самым привлекательным образом. То ли на укладку тротуарной плитки не хватило денег, то ли еще руки не дошли.

Вид на сторону Харьковской набережной, примыкающую к центральной части города

Вид на сторону Харьковской набережной, примыкающую к центральной части города

Каменные завалы на Харьковской набережной

Каменные завалы на Харьковской набережной

Образец настенной живописи (название полотна и автор не известны; предположительно – копия картины Леонардо да Винчи «Мона Лаза», но это не точно)

Бродский, Вознесенский и обитатели галактики «Кин-дза-дза»

Некогда Харьковскую набережную облюбовали любители поэзии. Блоки парапета украшают строки из стихотворений Бродского и Вознесенского.

Оригинальная беседка с условным названием «Поэтическая».

Любители творчества Бродского дали о себе знать.

«Я сижу у окна. За окном осина.

Я люблю немногих, однако сильно» (Иосиф Бродский, фрагмент стихотворения «Я всегда твердил, что судьба — игра»).

Следует отметить, что Бродский был неплохим мастером стилизации, сохраняя при это творческую самобытность. Даже попытка обращения к аудитории на языке частушек наполнена у автора глубоким философическим содержанием.

Уголок фанатов Андрея Вознесенского.
«Не исчезай
Из жизни моей,
Не исчезай невзначай или сгоряча.
Есть тысячи ламп,
И у каждой есть тысячи свеч.
Но мне нужна твоя свеча».

Фрагмент их стихотворения «Улица сталеваров» (Валентин Стрыкало).
«Вы циникам злым не верьте, у Вечной любви нет смерти».

«Пусть дрогнут провода моих вен,
я человек из льда – манекен».

Одноэтажный дом на Харьковской набережной, 6, из-за росписи фасада носит название «Письмо к любимой» (построен до 1920-х годов).

Персонажи знаменитой кинокартины Георгия Данелии «Кин-дза-дза»

Харьковская набережная со стороны Харьковского моста

Харьковская набережная со стороны Харьковского моста

Река Харьков со стороны Харьковского моста

Река Харьков со стороны Харьковского моста

Харьковский мост

Харьковский мост

Главными достопримечательностями набережной являются два моста. О Горбатом мосте «Город Х» рассказывал в предыдущей истории харьковских достопримечательностей.

Харьковский мост считается первым мостом через реку Харьков. Точная дата строительства неизвестна. По данным краеведов, еще в 1767 года на реке были лишь две плотины и ни одного моста. Весной того же года сильным половодьем обе плотины были разрушены и через реку приходилось переезжать на пароме.

С 1770 года появляются первые письменные свидетельства существования моста на реке Харьков. Мост строился для военных целей, по указанию генерала Петра Панина. К 20 сентября в город должны были прибыть войска, которые следовало беспрепятственно переправить через реку.

К строительству работники привлекались по «мостовой повинности». Работы были тяжелые, людей было мало, сменялись они редко, были проблемы с продовольствием. Работники нередко убегали при первой же возможности. Построенный деревянный мост приходилось ежегодно чинить. Поначалу это было повинностью горожан, которые относились к этому делу с неохотой, что сказывалось на качестве работ.

В 1783 году возникло предложение заменить мост каменным. Известным харьковским архитектором Ярославским был разработан проект. Однако из-за неудачного опыта строительства каменного моста через реку Лопань в 1784 году работы было решено отложить. Потом проект Ярославского был и вовсе отменен.

26-29 марта 1785 года произошло сильное наводнение. Мост был поврежден: водный поток снес контрфорсы, подмыл основания моста. В результате вся конструкция осела.

В 1787 году был построен новый деревянный мост. Сохранились в истории имена городского старосты Ченцова и мещанина Янковского, которые следили за строительством.

***

Исторический анекдот. С первой половины XIX столетия сохранился исторический анекдот. В 1837 году в ожидании проезда через мост императорской семьи было решено улучшить открывавшийся непривлекательный вид на расположенные ниже по течению две Барабашовские водяные мельницы, на месте которых позже был построен Кузнечный мост. Якобы мельницы были закрыты большим дощатым щитом, оформленным в виде замка с триумфальными воротами.

***

При генерал-губернаторе Долгорукове в первой половине 1840-х годах провели работы по укреплению берегов.

Возле Харьковского моста правый берег был укреплен сваями. Но эти сваи вскоре были разрушены половодьем. Набережные отсыпали из навоза. Их смывали весенние разливы, загрязняя реку разбухшим навозом. В 1847 году губернатор скончался, и работы были прерваны.

Следующий генерал-губернатор Кокошкин в конце 1840-х - первой половине 1850-х годов продолжил работы по укреплению берегов.

Был построен новый мост. Велись работы по укреплению города. Но весенние разливы реки все равно периодически затапливали левый берег и отрезали Старомосковскую улицу от центра города.

Деревянные мосты требовали ежегодного ремонта.  В конце XIX – начале XX веков начали строить каменные и железные.

В 1901 году взамен деревянного был построен новый железный Харьковский мост на каменных опорах (строительство обошлось в 172 тысячи рублей – немалая сумма по тем временам).

С мостом связана одна из городских легенд. Рассказывают, что в старые времена в реке Харьков водилась неплохая рыба. Якобы в 1920 году был зафиксирован последний случай, когда в реке была поймана стерлядь (в некоторых источниках указывается 1917 год). Произошло это именно под Харьковским мостом. А в 1938 году под мостом поймали последнюю миногу.

C 1883 по 1919 год по мосту проходила линия конки.

С 23 октября 1923 года пущен трамвай (трамвайные рельсы проходят по мосту и сейчас). В годы немецко-нацистской оккупации мост и трамвайные пути пострадали, но после освобождения города уже 30 августа 1943 года было восстановлено движение трамваев по мосту.

В 1954 году было завершено строительство нового моста из железобетона по проекту архитектора Межеровского.

Вид на современные офисные центры, построенные рядом со старым зданием мукомольной фабрики

Вид на современные офисные центры, построенные рядом со старым зданием мукомольной фабрики

Харьковская набережная на карте Харькова

Харьковская набережная на карте Харькова

Фото: Город Х

Читайте також: