Обвал по-харьковски. Маленькая проблема большого города

4729

Основное правило ремонта: если что-то поломалось, починить нужно тут же, не откладывая в долгий ящик. Иначе трещина превратится в провал, маленькие отверстия в зияющие дыры и так далее.

Вряд ли стоит утверждать, что в Харькове за каждым кирпичом стоит история, но есть здания, без которых город никак не обойдется.

Одно из самых знаменитых городских зданий – один из корпусов Художественного музея на пересечении улиц Жен Мироносиц и Чернышевской – начало медленно, но верно разрушаться.

В феврале нынешнего года от здания отвалился балкон. Не сессии областного совета тут же принялись за обсуждение сразу двух вариантов реконструкции: демонтаж балкона, так как наиболее скорый способ починить – замазать и закрасить, и восстановление балкона.

Первый вариант является абсолютным нонсенсом – Бекетов же о чем-то думал, когда проектировал здание именно с балконом. Поэтому решили остановиться на втором и даже выделили 53 тысячи гривен на проект.

И вот… Прошло полгода, но ничего не изменилось.

Харьковский художественный музей пребывает в областной коммунальной собственности. Но масштабы области велики, проблемы глубоки, задачи грандиозны, на все у губернатора рук не хватает.

Мы же, раз выпал случай, мы лишь напомним с каким объектом областному чиновничеству предстоит иметь дело (или же напротив, отстраниться от дела, так как далеко не факт, что после выборов действующий состав областной администрации сохранится).

Здание было построено архитектором Бекетовым для школы Христины Алчевской в 1896 году. В данном предложении любая смысловая составляющая является знаковой для харьковчан.

Yes

Алексей Бекетов – лучший харьковский зодчий за всю историю города (да, Харьков строили и более оригинальные мастера, но вклад Бекетова в создание облика центральной городской части, вне всякого сомнения, наибольший).

Христина Алчевская – одна из самых крупных и влиятельных фигур в истории Харькова второй половины XIX – начала XX столетия.

А украинская школа Алчевской, существовавшая с 1862-го по 1920 год, – уникальное явление для истории всей Украины.

После закрытия школы Алчевской здание было передано Харьковскому художественному музею – отнюдь не последнему учреждению украинской культуры, где хранятся полотна Репина, Айвазовского, Шишкина, Пимоненко, Семирадского, Серебряковой и многих других блестящих мастеров.

Как видим, стоять обшарпанным подобному зданию никак нельзя.

Но.

Следует заметить, что данную часть города вообще можно назвать «уголком Бекетова», маленьким музеем архитектуры. На небольшом отрезке улицы Жен Мироносиц расположены сразу четыре уникальных здания, построенных по проектам Алексея Бекетова.

Основное здание Художественного музея на улице Жен Мироносиц, 11, возведено в начале прошлого века.

Yes

Рядом на улице Жен Мироносиц, 13, расположен построенный в 1891-1893 годах мини-дворец – особняк знаменитого харьковского миллионера и мецената Алексея Алчевского. Сейчас здание принадлежит областному управлению Нацполиции.

Yes

А напротив – небольшой, но крайне колоритный – особняк, в котором некоторое время жил сам Алексей Бекетов. Сейчас это Харьковский Дом учёных.

Yes

Кстати, это здание уже утратило часть первоначального вида. На втором этаже здания с западной стороны был портик с кариатидами, убранный во время реконструкции здания в 1920-х годах.

По адресу Жен Мироносиц, 6-8, среди памятников архитектуры располагается здание медучреждения, которое сегодня находится в крайне запущенном виде.

Yes

При наличии средств и доброй воли данную небольшую частичку города следовало бы сделать чем-то вроде заповедной зоны. Но вопрос таким образом пока не стоит. Пока местные краеведы лишь мнут подбородки в задумчивости: сумеют ли областная власть восстановить отвалившийся балкон или нет? Вопрос далеко не гамлетовский. Но тоже требует какого-никакого ответа.

Дмитрий Михайлов