На дорогах Украины технологии закатывают в асфальт
Европейские автобаны появятся после того, как акциз на бензин пойдет на строительство и ремонт магистралей, а государство научится вовремя рассчитываться с частными подрядчиками.
В Украине появится первая частная дорога. Трассу Львов-Краковец должны построить в ближайшие четыре-пять лет, сообщила начальник отдела международного сотрудничества и инвестиций Госагентства автодорог Украины («Укравтодор») Терезия Бабич. Дорогу построят за счет частных инвесторов, которые возьмут трассу в концессию на 49 лет, будут ее содержать и ремонтировать.
Длинна магистрали – 84 км. На ней будет четыре полосы, а ориентировочная скорость движения – 120 км/ч. Во сколько обойдется водителям проехать по трассе, решит Кабмин.
Дорога Львов-Краковец станет первой ласточкой в отказе Укравтодора от монополии на украинские трассы. Но изменит ли это ситуацию на магистралях?
Возмещать инвестору деньги за трафик будет государство
Существует как положительный, так и отрицательный опыт строительства платных дорог, отметил доцент Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Роман Смолянюк. «Позитивное в том, что автотрассы строят вне государственной структуры, деньги вкладывают частные инвесторы. А отрицательный опыт в том, что спонсоры не всегда от этого выигрывают. Дороге нужно обеспечивать активный траффик, движение. Если этого не происходит, инвесторы не получают денег – ведь всегда кроме платной есть альтернативная, бюджетная трасса. Поэтому государство за недополученную интенсивность какие-то средства возмещает инвестору», - рассказал Смолянюк.
Построить дороги – это только половина дела. Их нужно еще и поддерживать, ремонтировать. Ни в одной стране мира реставрацией дорог не занимаются частные компании, утверждает доцент. «Это очень кропотливый труд. К тому же невыгодно держать в штате человека, который будет ежедневно выходить и что-то делать. В мире автострады строят частные компании, но в гораздо меньшей степени они занимаются эксплуатацией. Поэтому «Укравтодор» наоборот нужно развивать, чтобы он поддерживал дороги в порядке», - уверен Смолянюк.
Враг дорожного строительства – советские технологии и несвоевременные выплаты за работу
Частный предприниматель, владелец дорожной компании Александр Виндор «ноу-хау» от «Укравтодора» воспринимает скептически – сомневается и до конца не верит в прозрачность конкурса на строительство платной дороги.
«Частные компании развиваются не очень хорошо, потому что всем заведует «Облавтодор», «Укравтодор». Но проблема украинских автомагистралей точно связана не с материалами. К сожалению, у нас осталось очень много проектных постсоветских организаций, которые отвечают за планы дорожных работ. И у них нет опыта и доступа к информации о современных технологиях. Если взять Китай, то там сумасшедшие развилки строят. А те элементарные вещи, которые были в ходу в Европе еще прошлом веке, с трудом даются нашим дорожникам», - отметил Виндор.
По словам дорожника, последние годы нормальные трассы в Украине строили итальянцы или турки. «Трасса «Киев-Житомир» - это работа итальянской компании за европейские деньги, отличное качество, благодаря которому эту магистраль будут эксплуатировать ближайшие 25 лет. Я специально останавливался посмотреть. Кстати, хоть подрядчик был итальянский, строили таджики. А «Киев-Одесса» делали украинцы, думаю, еще несколько лет – и дорога рассыплется», - поделился наблюдениями Виндор.
Чтобы постичь рецепт хороших трасс, дорожник советует присмотреться к западному соседу Украины – Польше, которая изрезана вдоль и поперек отличными автобанами.
С Польшей сравнивать Украину Роман Смолянюк не спешит – у западных соседей климат мягче: количество температурных переходов через 0 градусов, из-за которого дорожное полотно становится уязвимым, в два раза меньше.
По словам ученого, стимулом развития автодорожного строительства будет выполнение государством своих обязательств. «Сколько у нас было небольших компаний, которые брали технику в лизинг, а она очень дорогая, приглашали специалистов и делали хорошие трассы. А потом государство месяц, два, три …пять месяцев задерживало деньги – и это катастрофа для частной компании», - рассказал Роман Смолянюк.
Деньги от продажи бензина – на ремонт магистралей
<текст>Чтобы кардинально изменить состояние дорог в Украине, нужно в корне ломать систему их финансирования, уверен доцент автодорожного университета. «Во всех цивилизованных странах средства на ремонт дорог заложены в стоимость топлива. В Европе половина стоимости бензина равна акцизу, который идет на содержание дорог, – и это нормальная ситуация! А куда идет 40% цены за литр бензина в Украине? В странах ЕС есть еще взнос за содержание автомобиля, платные трассы. На самом деле европейцы выкладывают из своего кармана на дороги гораздо больше, чем украинцы. Я думаю, у нас, учитывая, сколько мы платим, - великолепные дороги», - заявил Смолянюк.
С мнением ученого созвучно и недавнее заявление министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, который намерен просить Министерство финансов направлять в 2016 году все средства, получаемые от акцизного сбора с продажи топлива, в Дорожный фонд.
«Если на дороги направить все те деньги, которые мы собираем от акциза, этого будет достаточно, чтобы покрыть Украину качественными дорогами», – сказал министр.
Сейчас гражданин нашей страны прежде, чем доехать до автозаправки, уже «заплатил» деньги за хорошую дорогу, утверждает руководитель общественной организации «Дорожный контроль - Харьков» Руслан Погонцев. «Ведь после того, как отменили техосмотр автомобилей, средства за эту процедуру добавили в стоимость бензина. Но куда эти деньги уходят, неизвестно», - недоумевает Погонцев.
Лучшая – трасса на Киев, худшие дороги ведут в Сумы и Купянск
Единственная автомагистраль в Харьковской области, которая вызывает мало критиков от водителей – это дорога на Киев, рассказал «ГХ» Руслан Погонцев. Далее в рейтинге автомобилистов идет трасса «Харьков-Симферополь» - она в достаточно неплохом состоянии, ее время от времени ремонтируют, рассказал представитель организации «Дорожный контроль».
«Дорога «Киев-Харьков-Довжанский» местами в приличном состоянии, а местами – словно для танков. Трасса «Харьков-Сумы» – ужасная, «Харьков-Купянск» - кошмарная. У нас в области нет дорог, одни направления. Такое ощущение, что мы заранее готовились к войне и специально «убили» все магистрали, чтобы враг не прошел», - резюмировал Погонцев.
Латать автотрассы – не выход, считает представитель организации «Дорожный контроль». «Где-то засыпали, а рядом тут же появилась новая яма. Все магистрали нужно делать с нуля. Тем более, что техника для укладки дорог у нас в Харькове есть, асфальтные заводы работают, а автотрассы в плачевном состоянии», - отметил Руслан Погонцев. По его оценке, в областном центре состояние дорог лучше, но это правило распространяется только на центральные магистрали – внутриквартальные дороги по прежнему остаются кошмаром для водителей.
А как у них. В Польше автотрассы строят только частники
У нас в Польше существуют три источника финансирования строительства автомагистралей: Крайовый Дорожный Фонд, бюджетные средства и деньги Евросоюза, рассказал корреспонденту «ГХ» поляк Лех Кочивонс. «Крайовый Фонд – это целевая поддержка правительственной программы возведения дорог. При реализации конкретных проектов работают только частные фирмы, других просто нет. Это в рамках публично-частного партнёрства, где заказчик государственный, но исполнитель - частник. Между заказчиком и исполнителями на практике очень много конфликтов. Тендеры недостаточно прозрачные, программы тормозят, и нет такого прогресса, как хотелось бы – у нас тоже воруют неплохо. Но все равно, эффект от работы дорожных служб заметен», - признался Лех Кочивонс.
Недавно в Польше объявили тендер на реконструкцию и содержание дорог в воеводстве Нижняя Селезия. Около 100 км автотрассы намерены передать в частные руки в рамках государственно-частного партнерства. Интересно, что Варшава призывает местные органы власти поддерживать такую инициативу.
Фото: forum.finance.ua