Где пасутся священные коровы
Соблюдение социальной справедливости – одно из главных требований, которое современное украинское общество предъявляет к процессу мобилизации.
Далеко не все понимают, почему у одних родителей дети идут в Верховную Раду, а у других – служить. Какой лототрон определяет, что повестки необходимо отправлять на завод, а не в кабинеты представителей власти?
Не так давно в Харькове произошел экстраординарный случай – мобилизационная рулетка указала на сессионный зал городского совета. Сразу одиннадцати депутатам, которые входят или входили во фракцию Партии регионов, пришли повестки. Стороннему наблюдателю могло показаться, что представители определенных политических сил, наделенных государственной властью решили немного прессануть оппонентов из местного самоуправления. Кстати, прекрасный метод, что называется, начинающему диктатору на заметку. Не надо никаких угроз, шантажа, выкручивания рук, затыкания ртов и прочих излишеств нехороших. Друзьям - все, врагам – закон.
Но в целом решение пополнить ряды ВСУ за счет депутатов очень правильное и с точки зрения закона, перед которым теоретически все равны, и с точки зрения создания благоприятного информационного фона. Советник харьковского губернатора Сергей Стороженко по горячим следам дал исчерпывающие объяснения: «Священных коров нет». И все-таки есть еще множество «заповедников», где таковые водятся.
Не приглянулись военкомам, например, депутаты горсовета Анатолий Родзинский, известный своей активной гражданской позицией, или члены фракции правящей партии Народный фронт Вячеслав Гузь (по совместительству начальник областной миграционной службы) и Максим Алексеенко.
Легендами обросла история поступления на военную службу бывшего и.о. замглавы обладминистрации и несостоявшегося народного люстратора Ивана Варченко. Буквально в кабинетах медкомиссии депутат был перехвачен представителями МВД, которые уговорили таки его стать советником министра. "Пока проходил врачей, меня "перехватило" МВД. Убеждали в том, что я могу быть эффективнее в информационной работе и контрпропаганде, недолго", - растолковал ситуацию новый советник Авакова. А заместитель Харьковского областного военного комиссара Юрий Калгушкин сообщил, что у депутата была не подходящая военная специальность.
Сам глава ХОГА Игорь Райнин в одном из последних телеэфиров тоже заявил, что готов под ружье хоть сию минуту, но нельзя: государство определило, что нужен в другом месте.
Повестки вручаются судьям, прокурорам, чиновникам. Дождались заветного документа судьи Харьковского окружного суда Юрий Супрун, Валерий Сагайдак, Анатолий Бидонько, Алексей Котенев, Хозяйственного суда Харьковской области Олег Дзюба, Евгений Жиляев, Сергей Прохоров и многие другие их коллеги.
В заповедную зону попали управление юстиции в Харьковской области и его начальник Юрий Георгиевский, начальник регистрационной службы Харьковского городского управления юстиции Олег Дробот, начальник Харьковского городского управления юстиции Евгений Болоховцев и заместитель начальника отдела регистрации недвижимости управления регистрации Дмитрий Волик. Некоторым из них повестки все же вручались, но служить они не пошли.
Так, Юрий Георгиевский рассказал, что повестку ему вручали, и в военкомат ходил. «Чем закончилась история? Тем, что я продолжаю приносить пользу государству на своем рабочем месте», - сообщил он.
Олегу Дроботу повестку вручили прямо на рабочем месте. «Для меня все произошло очень неожиданно, да вручали как-то избирательно – у нас работает много молодых мужчин, но повестки вручили лишь нескольким. Я явился в военкомат, прошел сверку данных, но закон освобождает меня от мобилизации, поскольку у меня на попечении находится трое маленьких детей», - рассказал он.
А Евгению Болоховцеву повестку не вручали: «Но если родина позовет – пойду. Мне скрывать нечего, я офицер запаса, имею военную специальность юрист-правовед, был майором юстиции, занимал должность старшего офицера отдела дознания. Поэтому если принесут повестку, прятаться не буду».
Обращение именно к этой категории граждан, которые просто по роду занятий обязаны входить в категорию «наиболее сознательные» помогло бы без проблем решить проблему выполнения плана по призыву.
Но когда военкомы отваживаются на деле подтвердить слова Сергея Стороженко – да, священных коров нет – включаются механизмы «решалова». По информации, полученной из собственных источников, представители военкомата пытались вручить повестку начальнику отдела регистрации прав на недвижимое имущество регистрационной службы Дергачевского района Александру Дегтяреву. Тут же последовали звонки «куда надо», в результате военные и активисты общественного контроля оказались задержанными милицией. Очевидно, слушая заявления советника губернатора военные комиссары не уловили оруэлловского подтекста: все равны, но некоторые ровнее, чем другие.
И все же стремление соблюдения социальной справедливости присутствует. Даже вопреки распоряжениям губернатора вручать повестки только по месту жительства, работы и учебы, данная работа продолжается на улицах населенных пунктов региона. На улице ведь не видно, что кто министр, кто замминистра, кто депутат, а кто обычный избиратель.
Тема мобилизации не сходит с уст украинцев. Внимание к высокопоставленным лицам будет все более пристальным. Мы продолжим следить за это темой и проводить новые расследования.