Второе "шестикнижие" Порошенко. Почему президент рекомендует эти книги

2652

Вместо эпиграфа.

- Вы бы почитали что-нибудь, - предложил он, - а то, знаете ли...

- Я уж и так читаю, читаю... - ответил Шариков и вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки.

- Зина! - тревожно закричал Филипп Филиппович, - убирай, детка, водку, больше уже не нужна! Что же вы читаете? - В голове у него вдруг мелькнула картина: необитаемый остров, пальма и человек в звериной шкуре, в колпаке. "Надо будет Робинзона..."

- Эту... как ее... переписку Энгельса с этим... как его - дьявола... с Каутским.

(Михаил Булгаков, "Собачье сердце")

 

Прошлогодние ожидания того, что президент обязательно должен предложить электоральным массам список своих favorite movies, не оправдались. Очевидно, опыт прошлогоднего хождения именно в книжную лавку показался специалистам сreative band действующего гаранта чрезвычайно удачным PR-мероприятием. Поэтому в начале нынешнего года глава государства вновь отправился в кладовую мудрых мыслей.

Зачем Порошенко читает Скоропадского

Поход завершился опубликованием очередного, второго по счету, списка рекомендованной литературы от самого высокопоставленного читателя страны.

Уже однажды отмечалось, что составление разнообразных списков  рекомендованного контента крайне далеко от понятия "ноу-хау". Этим увлекались и Спилберг, и Бродский, и Тарантино. Но оказаться в таком ряду – вполне престижно.

Как и в прошлом году в перечень вошло шесть позиций, хотя на ФБ-странице главнокомандующего фигурирует заголовок "ТОП-5 книг 2017 года", что, не всякого сомнения, представляет собой оптический обман зрения.

Президент рекомендовал широкому кругу читателей:

- "Мустафа Джемилев. Несгибаемый", Севгиль Мусаев и Алима Алиева;

- "Любомир Гузар. Хочу быть человеком" Екатерины Щеткиной;

- "Война с Россией", Ричард Ширрефф (перевод Лариса Лебеденко, Раиса Ладохина). Книга о гипотетической войне Москвы и Брюсселя;

- "Цивилизация. Как Запад стал успешным" Нила Фергюсона,

- "Шевченко от А до Я" Леонида Ушкалова.

- "Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics" Евгения Никифорова,  Елизаветы Герман та Ольги Балашовой.

Максимальный интерес, как и в прошлом году, представляет не столько сам список – книг ежегодно производится десятки, если не сотни тысяч, и многие из них достойны рекомендации – сколько механизм подбора. Иными словами: почему именно данные книги вошли в президентский список.

Подборка составлена совершенно грамотно, прежде всего, с точки зрения обеспечения агитационно-пропагандистских потребностей рекомендующего. Каждая из книг олицетворяет одно из основных направлений историко-идеологического фундамента действующего на данный момент политического режима: деоккупация, декоммунизация, поддержка всего мира (сюда же – санкции и "джавеллины"), евровыбор и национальный колорит. 

"Мустафа Джемилев. Несгибаемый"

Название первой главы "Скажи мне, чей Крым" практически снимает все вопросы относительно ценности данного произведения кроме, пожалуй, одного: зачем сочинять хвалебные воспоминания о еще здравствующем человеке?

На первый взгляд, тема "чей-чья-чье" на сегодняшний день закрыта. Как говаривали древние: если ты не в состоянии сформулировать актуальную повестку дня, действую по закону. А в существующих нормативных актах вхождение Крымской автономной республики в состав конкретного государства, в данном случае украинского, более-менее четко оговорено. Постановка дополнительных вопросов о принадлежности стимулирует лишь желание применить знаменитую полемической технологии ответа вопросом на вопрос: "А вы сомневаетесь?"

Однако это лишь видимая часть айсберга проблемы. Уровень материального благополучия большей части населения страны не позволяет ему покидать пределы своих регионов, а следовательно, люди имеют крайне смутное представление о самом существовании Крымского полуострова как такового, и тем более не имеют там никакой собственности (квартир на набережных, загородных особняков, земельных участков, предприятий и водных транспортных средств). Следовательно, вопрос о принадлежности Крыма может быть для них не максимально актуальным. Эта книга обращена к ним. Тем более что книга небольшая – 256 страниц, и по нынешним временам не особо дорогая – 100 грн.

"Любомир Гузар. Хочу быть человеком"

Книга призвана стать своеобразной иллюстрацией декоммунизационных процессов, все еще представляемых в качестве неких высоких достижений, ставших возможными благодаря действующему президенту. Реплика из аннотации к произведению "Все, что нам нужно, - довести дело до конца. Закончить революцию. Сломать хребет советской системе" в несколько переработанном виде является одним из лейтмотивов практически всех выступлений действующего главы государства, позиционирующего себя лидером борьбы с призраком коммунизма, отбродившим по Европе почти три десятка лет тому назад.

"Война с Россией"

Включение в "шестикнижие" произведения о гипотетической войне Москвы и Брюсселя закрывает сразу целый ряд агитационно-пропагандистских направлений: максимальная конкретизация образа врага, санкции, защита европейской цивилизации от антиевропейских орд и поддержка всего мира.

"Цивилизация. Как Запад стал успешным"

Само название книги выполнено безукоризненно грамотно с точки зрения поражения наиболее чувствительных частей общественного сознания. Привязка понятий "цивилизация" и "успех" с понятием "запад" как некая неоспоримая данность четко указывает на безальтернативность европейского выбора, даже при абсолютной неспособности управленческого класса наполнить данный выбор конкретным содержанием. А одним из главных претендентов на роль поводыря в заданном направлении выступает действующий президент, имеющий и намерения, и основания сохранять себя в этом качестве.

"Шевченко от А до Я"

Книга, рекомендованная для детей от семи лет (80 страниц), оказалась в списке, скорее всего, в виду возникновения острой политический необходимости в опоре на некие абсолютные и непререкаемые авторитеты. Именно в этом качестве в свое время наиболее заметного украинского писателя, к примеру, использовали большевики и достигли в этом деле неплохих показателей.

И, наконец, "Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics"

Что призван олицетворять собой сборник произведений мозаичного искусства времен соцреализма, по большей части уже ликвидированного, однозначно сказать трудновато. То ли это контрольный выстрел в виртуальную голову советского прошлого, то ли намек на то, что в стране есть небедные люди, имеющие возможность потратить на книжку с картинками большую часть бабушкиной пенсии - 1200 гривен.

***

В целом же, стоит подчеркнуть еще раз: список составлен максимально грамотно, с учетом всех недостатков прошлогоднего, в который вошел сборник малотиражного поэта, что-то из не самой яркой мемуаристики и книга чрезвычайно быстро выпавшего из тренда нобелевского лауреата. А следовательно, качественный скачок есть. Пусть пока только на поприще книгочтения. Но при современном тотальном плюсодефиците любые достижения в радость.

Екатерина Павловская