Президентские выборы-2019. Не первый раз замужем

2281

Медленно, но верно страна выбирается из новогодних праздников и входит в предвыборную гонку. "До Дня Ч" остается менее трех месяцев, в течение которых претендентам на президентскую "булаву" предстоит выдвинуться, зарегистрироваться и провести агитационную кампанию в собственную пользу или же в ущерб конкурентам.

По предварительным данным, будущая избирательная кампания обещает быть самой массовой по набору кандидатов за всю историю президентских выборов в стране, самой бескомпромиссной (жесткой, грязной, брутальной – нужное подчеркнуть), а для целого ряда претендентов – уже не первой.

Оценить шансы участников большой политической "регаты" поможет обзор их результатов на прошлых президентских выборах.

Из зарегистрированных кандидатов – Игорь Шевченко, Сергей Каплин, Валентин Наливайченко, Андрей Садовой, Виталий Скоцик – никто ранее в подобных мероприятия не участвовал.

Выборы-2019. Кто в цари последний?

Однако есть перечень ветеранов президентского движения, которые с высокой долей вероятности выдвинут свои кандидатуры.

Петр Порошенко

Если бы вероятность события можно было оценивать показателями, превышающими сто процентов, то вероятность похода Порошенко за вторым сроком оценивалась бы на уровне 350%. У сторонних наблюдателей складывается устойчивое впечатление, что претендент на второй срок не только сросся с ролью главнокомандующего, но она ему чрезвычайно нравится, причем настолько, что ради удовольствия исполнить ее еще раз он готов пойти на многое, вплоть до самых экстренных мер. (Впрочем, это не более чем оценочное суждение).

В выборах Порошенко участвовал однажды – в 2014-м, продемонстрировав результат 54.7%, из-за чего получил неофициальное прозвище "Однотуровый". Ныне рейтинг главы государства колеблется около отметки 8%. Но намеки некоторых экспертов на наличие неких сверхспособностей влиять на подсчет голосов позволяют расценивать шансы данного кандидата как относительно неплохие.

Юлия Тимошенко

Для самого неоднозначного члена отечественного политикума, успевшего побывать и "газовой принцессой", и пассионарией Помаранчевой революции, и "украинской Жанной д'Арк" (во время отсидки), и едва ли не популистом №1 (в оценке оппонентов), неотвратимо приближающиеся выборы – последний шанс. В самом крайнем случае – предпоследний. Тимошенко – 58. Через пять лет ей будет 63, что резко снижает шансы на победу в 2024-м, ибо такого пожилого президента в стране еще не бывало.

Наиболее успешной для Тимошенко была кампания 2010-го (чисто в математическом плане, так как после поражения последовало тюремное заключение). Во втором туре она получила 45,5% - 11,6 млн голосов. За Петра Порошенко в 2014-м проголосовало значительно меньше – 9,86 млн. человек.

2014-й также принес Тимошенко серебряную медаль, однако во второй тур ей пробиться не удалось ввиду отсутствия такового – 12,8% - 2,3 млн человек (для сравнения в первом туре 2010-го Тимошенко набрала 6,16 млн голосов – 25%).

Результат, на первый взгляд, более чем парадоксальный, если учесть, что за время отсидки Тимошенко приобрела ореол мученицы, пострадавшей за правое дело. Но отечественная политика – такое дело, которое требует персонального присутствия. Наиболее влиятельные успели отбиться от рук и попытались рвануть в автономное плаванье.

Ныне Тимошенко вроде бы лидирует в рейтингах с показателями от 17 до 20%, и это даже ниже, чем у Януковича в 2013-м.

Анатолий Гриценко

Министр обороны в одном из правительств времен президентства Ющенко, на первый взгляд, относительно стремительно рос. В 2010-м – 1,2%, а в 2014-м – уже 5,5%. Но симпатии электоральных масс к данному персонажу отечественного политикума крайне переменчивы. На состоявшихся спустя несколько месяцев парламентских выборах политсила под управлением Гриценко не смогла преодолеть 5-процентный барьер.

Олег Ляшко

Опробовал собственные силы однажды – в 2014-м, и вполне удачно для политической фигуры подобного масштаба – 8,3% (1,5 млн избирателей) и уверенное третье место, в иные времена дававшее "золотую фишку", которая позволяла вести активные торги с участниками второго тура. Но судьба была не настолько благосклонна к главному радикалу страны – второй тур не состоялся. Иначе быть бы главе РПОЛ в должности не ниже премьера.

Юрий Бойко

Ныне рассматривающийся в качестве наиболее удобного соперника для действующего президента во втором туре Юрий Бойко участвовал в выборах 2014-го. Результат – 0,2% (35 тысяч избирателей) говорит сам за себя. Активный кандидат в парламентарии на одном округе собирает больше.

Михаил Добкин

Бывший мэр Харькова и губернатор Харьковской области в 2014-м вошел в шестерку лидеров и набрал 546 тыс. голосов. – 3,3%. С учетом полнейшего политического разгрома "Партии регионов", неспособности бывших ее членов провести ребрендинг и собраться в единую более-менее вразумительную политсилу, результат неплохой и даже хороший. До политика всеукраинского масштаба Добкин раскрутиться не смог, хотя на региональном уровне показал второй результат, уступив лишь "однотуровому" кандидату.

Вадим Рабинович

Победа данного кандидата превращала бы политическую ситуацию в стране в юмористическую по форме. Сообщение о том, как встретились Рабинович и Меркель, воспринимается как начало одесского анекдота (вне всякого сомнения, это лишь попытка проявления легкой иронии, ведь перед избирателем – все равны).

В 2014-м Вадим Рабинович (еще один харьковчанин) набрал 2,25% - 406 тыс. голосов.

Инна Богословская

Иногда называется харьковчанкой. Не факт, что примет участие в нынешних выборах, хотя и фигурирует в различных списках потенциальных кандидатов. Попытка опробовать свои силы в 2010 году принесла 102 тысячи голосов и 0,4%.

В нынешнем сезоне пул харьковских кандидатов может пополнить Евгений Мураев – новичок перегонов. Но реальных шансов, исходя из существующих результатов соцопроса, нет ни у кого.

Арсений Яценюк

Введя в оборот понятие "правительство камикадзе", Яценюк практически предсказал собственную политическую судьбу. Через год после парламентских выборов рейтинг "Народного фронта" и его лидера Яценюка скатился до 1%. С трудом пока представляется, что должно произойти в отечественной политике для возвращения "премьера-камикадзе". Даже действующий глава кабмина при более жесткой антисоциальной политике пользуется несоизмеримо большем доверием – у него примерно 2%. В 2014-м Яценюк, несмотря на постоянное присутствие в верхней части рейтингов, в президенты не пошел, довольствовавшись премьерской синицей в руках, оказавшейся еще более эфемерной, нежели президентский журавль в небе.

В 2010-м Яценюк собрал 1,7 млн голосов или почти 7% - итоговое четвертое место.

Петр Симоненко

Наиболее отчаянной политической акцией предвыборной гонки может стать регистрация в качестве кандидата Петра Симоненко – суперветерана кандидатского движения, пережившего четыре кампании.

Наиболее удачной для не то экс-коммуниста, не то коммуниста-подпольщика (напомним, что пропаганда коммунизма в стране запрещена) стала кампания 1999 года. Симоненко прошел во второй тур, где собрал 10,7 млн голосов – 37,8%, но проиграл второсрочнику Кучме, организовавшему кампанию на контрпропаганде под лозунгом "Мы 70 лет их терпели". Поражение Симоненко стало своеобразным символическим прохождением точки невозврата к коммунистическому прошлому (что бы по этому поводу не говорили современные идеологи борьбы с большевистским наследием).

Повторить собственный успех Симоненко было не суждено.

В 2004-м он собрал лишь 5% голосов – уверенное 4-е место.

В 2010-м – 3,9% - 6-е место.

В 2014-м – 1,5% - 9-е место.

Ходят неупорные слухи о возвращении в отечественную политику еще одного суперветерана Александра Мороза, некогда возглавлявшего СПУ (ныне в этом кресле – вот где перемены проявились наиболее наглядно – Илья Кива, ранее не замеченный в роли активистов-социалистов). Но даже если такое возвращение и состоится, то не факт, что будет кем-то замечено.

Гораздо больше шансов на относительно успешную эксплуатацию образа "политического патриарха" у второго президента Кучмы или даже у первого – Кравчука.

Отражением определенных политических традиций могло бы стать возрождение проекта "Дарт Вейдер". Несмотря на то, что ЦИК в 2014-м отказался регистрировать Дарта Андреевича, его "последователи" Дарт Викторович, Дарт Николаевич и Дарт Олегович сумели принять участие в местных выборах в Киеве, Одессе и Харькове соответственно. Но, скорее всего, это вряд ли произойдет.

Для основных участников президентской гонки ставки чрезвычайно высоки, чтобы позволить судьбоносное для них мероприятие превратить – хотя бы и отчасти – в лицедейство не только по содержанию, но и по форме.

Дмитрий Михайлов