Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 2

501

Вместо эпиграфа

"Если нет у нас медали, значит, нам ее не дали…"

(Устное народное творчество эпохи соцреализма).

 29 ноября в столице Турции Стамбуле завершилось заседание синода Константинопослькой православной церкви, на котором ожидалось "предоставление Украине томоса". Однако в информационном пространстве никаких сообщений о свершении ожидаемого события так и не появилось.

Представители официального Киева уверяют: томос есть, но время для его демонстрации еще не пришло.

«Фактически провозглашена независимость Украинской православной церкви. Приняты документы, которые станут публичными - каждый в свое время», - утверждает советник президента Ростислав Павленко.

Но пока история с «предоставлением томоса» зависла в состоянии неопределенности, мы продолжен восполнение кое-каких пробелов в познаниях почтеннейшей публики в области «популярного томосоведения».

О том, что такое «томос», «афтокефалия», как последнюю получить и является ли Константинопольский патриарх начальником для всех вовлеченных в круг канонического православия, мы уже максимально доходчиво изложили в предыдущем материале.

На очереди история о том, сколько православных церквей на территории украинского государства и откуда они взялись.

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 1

Сколько православных церквей в Украине?

На территории современной Украины действует несколько религиозных организаций, относящих себя к православной традиции.

К каноническим относится только одна - Украинская православная церковь.

На лидерство в православном мире на данной территории также претендуют Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, которые не считаются каноническими и не признаны православными поместными церквями.

Помимо этого есть еще Русская древнеправославня церковь, Русская православная старообрядческая церковь, Древнеправославная поморская церковь и различные течения старообрядчества. Но все эти организации ни на автокефальность, ни на поместность не претендуют.

 

Как и когда появились УАПЦ?

До революции 1917 года, когда церковь не была отделена от государства, на территориях современных России, Украины, Белоруссии, Молдавии и иных частей бывшей Российской империи существовала Русская православная церковь (РПЦ), она же считалась государственной.

После Февральской революции 1917 года сепаратистские тенденции возникают не только в политической, но и религиозной среде. В период с 1917 по 1920 годы представителями некоторых епархий на территории Украины была создана Украинская автокефальная православная церковь, которая не была признана каноническим православием и действовала параллельно с РПЦ. В отдельные периоды советской власти – после войны до 1989 года – УАПЦ работала фактически нелегально. В 1989 году УАПЦ, что называется, вышла из подполья. Начала расширяться сеть храмов.

На данный момент УАПЦ по-прежнему остается не признанной каноническим православием. Возглавляет церковь митрополит Киевский и Всей Украины Макарий, который начинал свою деятельность в РПЦ, но с 1989 года примкнул к УАПЦ.

 

Как и когда появились УПЦ?

Украинская православная церковь возникла в 1990 году.

На архиерейском соборе РПЦ 25-27 октября было принято решение предоставить епархиям, расположенным на территории Украинской ССР, независимость и самостоятельность. Митрополит Киевский и Всея Украины должен избираться иерархами УПЦ. Патриарх Русской церкви его только рукополагает (в мирском понимании - утверждает).

Украинский экзархат РПЦ упразднялся.

Первым предстоятелем УПЦ стал Филарет (Денисенко), который до этого являлся митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим экзархом Всея Украины.

Ныне предстоятелем УПЦ является митрополит Онуфрий.

В масс-медия нередко встречается понятие «Украинская православная церковь Московского патриархата», что на текущий момент не соответствует официальному названию данной религиозной организации.

 

Кто такой Филарет (Денисенко) и как возникла УПЦ КП?

Без краткой биографической справки Михаиал Антоновича Денисенко будет достаточно трудно понять, как и почему на территории украинского государства возникла еще одна параллельная религиозная структура - Украинская православная церковь Киевского патриархата.

Михаил Антонович Денисенко родился в 1929 году в Донецкой области. Начинал религиозную карьеру в Русской православной церкви. Обучался в одесской и московской духовных семинариях. В 21 год пострижен в монашество, в 29 лет – возведен в сан архимандрита (один из высших чинов в РПЦ).

Патриарх Московский и вся Руси Пимен и митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Иерусалим, 1972

С 1966 по 1990 годы – митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Всея Украины.

В 1990 году Филарет баллотировался на место патриарха Русской православной церкви. 6 июня Архиерейский собор избрал трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета.

В этом месте любители альтернативной истории задаются вопросом: «А как бы пошло развитие дальнейших событий, если бы патриархом РПЦ был избран Филарет? Создавал бы он Киевский патриархат? Выступал бы за «томос»? И вообще, какую позицию по жизни занимал бы?..»

Но мы сторонники концепции, гласящей, что история не знает сослагательного наклонения. А поэтому можем лишь констатировать, что в результате тайного голосования 7 июня Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира — 107.

С октября 1990 года Филарет стал предстоятелем только что созданной Украинской православной церкви.

Но 27 мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры». Предстоятелем был избран Владимир (Сабодан).

Филарет (Денисенко) со своими сторонниками принял решение создавать новую религиозную организацию. 25-26 июня 1992 года в Киеве прошло собрание нескольких епископов УАПЦ и священнослужителей УПЦ, поддерживающих Филарета, которое назвало себя объединительным собором двух церквей - УПЦ и УАПЦ. Новая религиозная организация получила название Украинская православная церковь Киевского Патриархата. Руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрипника), заместителем - Филарета (Денисенко).

Филарет возглавляет УПЦ КП с 1995 года по настоящее время.

 

Предание Филарета анафеме

21 февраля 1997 года произошел еще один момент, который при желании можно было бы отнести к разряду переломных или поворотных, так как история 20-летней давности стала один из «яблок раздора» в православном мире уже в наши дни.

На архиерейском соборе Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве монах Филарет (Денисенко) был отлучен от церкви и предан анафеме. Ни много, ни мало.

В вину Филарету вменялось, что «монах Филарет не внял обращенному к нему от лица матери-церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской православной церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской православной церкви и принимая в общение раскольников из других поместных православных церквей». Некоторые, интересующиеся этой давней историей, настаивают и на якобы совершении такого греха как клятвопреступление: якобы Филарет клялся добровольно покинуть свой пост предстоятеля УПЦ и этого не сделал.

Процесс предания анафеме выглядит следующим образом.

Но.

Сам Филарет отлучения не признал, как совершенное якобы по политическим мотивам. Хотя это, по логике вещей, не должно было иметь для Филарета никакого значения так как на тот момент он трудился в совершенно иной религиозной организации (вряд ли можно быть изгнанным оттуда, в чем не состоишь).

Естественно наложение анафемы не ограничивает никаких гражданских прав и свобод, возможность проявления политической и социальной активности.

Если кому любопытно, и католицизм, и православие уже накопили достаточно богатую историю анафематствования.

Из наиболее любопытных примеров можно привести следующие.

На первом Вселенском соборе в 325 году состоялось массовое анафематствование представителей арианского течения.

В 754 году на иконоборческом соборе предали анафеме иконопочитателей. Спустя почти сто лет в 843 году иконопочитатели предали анафеме иконоборцев.

В 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В разные исторические эпохи анафеме предавали людей самых различных жизненных устремлений: Иоанна Дамаскина, Жанну д’Арк, Яна Гусс, Мартина Лютера, Григория Отрепьева, Степана Разина, Ивана Мазепу, Емельяна Пугачева, Льва Толстого, Владимира Ленина, Фиделя Кастро…

*   *   *

Если хотя бы минимального прояснения в запутанной религиозной ситуации на территории украинского государства не наступило, то эта тема - определенно не ваша. Если нет, то well come в мир томосов и автокефалий. Продолжение следует.

Екатерина Павловская