Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 1

613

Вместо эпиграфа

"Если нет у нас медали, значит, нам ее не дали…"

(Устное народное творчество эпохи соцреализма).

29 ноября в столице Турции Стамбуле завершилось заседание синода Константинопольской православной церкви, на котором ожидалось "предоставление Украине томоса". Однако, событие, которое одни авансом заносят в разряд исторических с однозначным знаком плюс, иные, также авансом, в рубрику "Ошибки истории", не свершилось, породив у значительной части озабоченной данной проблематикой публики рад вопросов: "Что ж такое? Как же так? Да, до каких же пор?.." и так далее. Проявление подобного рода недоумения на лицах зачастую обуславливается легким недопониманием происходящего и смутными представлениями об истории и современном состоянии канонического православия.

Пока история с "предоставлением томоса" зависла в неопределенности, постараемся восполнить кое-какие пробелы в познаниях почтеннейшей публики.

Итак…

 

Что такое томос?

Томос - указ предстоятеля (главы) поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. К мирским аналогам можно отнести декреты советской власти, постановы Верховной Рады и так далее.

В частности в данном документе может содержаться сообщение о предоставление некоторой части "материнской" церкви автокефалии.

Таким образом, заголовки в электронных медиа типа - "Дадут ли на этой неделе Томос Украине", "Филарет рассказал, когда Украине предоставят Томос" и тому подобное - являются не совсем грамотными или совсем неграмотными. Очевидно, под данными заголовками подразумеваются следующие смыслы: предоставят ли украинской православной церкви автокефалию. Отсюда логично проистекает следующий вопрос…

 

Что такое автокефалия?

Автокефа́лия (в переводе с древнегреческого "самовозглавление") — статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа или митрополита.

 

Сколько в мире автокефальных церквей?

В мире 14 автокефальных (поместных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская (Греческая), Польская, Албанская, Чешских земель и Словакии.

Все автокефальные церкви являются самостоятельными. Ни одна из автокефальных церковь не подчиняется иной.

Каждая автокефальная церковь действует на своей канонической территории, на которой, согласно каноническому праву, не должны действовать иные православные церкви, признанные каноническими.

Православные поместные церкви "поделили" весь мир. Как можно заметить, по территории самой крупной является Александрийская церковь, к которой относится вся Африка. Но, конечно же, православных на данном континенте не так уж и много. По количеству прихожан крупнейшей является Русская православная церковь. Если к каноническому православию, по различным оценкам, относят 180-230 млн человек, то на долю РПЦ относят половину - 90-120 млн человек.

Помимо автокефальных церквей существуют автономные, также полностью самостоятельные, с одним отличием – предстоятель автономной церкви избирается на собрании иерархов данной церкви, но после его должен рукоположить (номинально утвердить) глава поместной церкви.

С достаточной долей условности можно привести такую мирскую аналогию. Премьер-министрами независимых государств Канады, Австралии, Новой Зеландии становятся представители партий, победивших на местных выборах. Но так как эти государства являются членами Британского содружества, то номинально премьером утверждает королева (или король) Великобритании.

Примером таких автономий являются Белорусская церковь, Украинская, Финляндская, Эстонская и ряд иных православных церквей.

 

Является ли Константинопольский патриарх главой всех православных христиан?

Ответ – нет.

В православии единым главой церкви считается Иисус Христос. Все же руководители автокефалий имеют между собой совершенно равные права.

В частности власть Константинопольского патриарха распространяется лишь на Константинопольскую православную церковь. Титул "Вселенский патриарх" позволяет ему считаться первым среди равных, то есть быть первым упоминаемым в церковных богослужениях.

Таким образом, управление в православии значительно отличается от управления, к примеру, в католицизме, где существует единый глава всех католиков Папа.

Канонические православные церкви напротив стараются подчеркивать, что в православии папизма не существует.

 

Как получить автокефалию?

Любая поместная церковь может предоставить самостоятельность (автокефалию) любой своей части.

На заре зарождения христианства сформировалось четыре церкви, которые ныне относятся к каноническому православию. Основателями их считаются апостолы – ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа.

Константинопольскую церковь основал апостол Андрей Первозванный, Александрийскую – апостол Марк, Антиохийскую – апостолы Петр и Павел, Иерусалимскую – апостол Иаков.

Эти церкви стали материнскими для иных поместных церквей.

Например, Русская, Сербская, Болгарская, Румынская, Элладская,  Чешских земель и Словакии, Албанская получили автокефалию от Константинопольской.

Грузинская и Кипрская – от Антиохийской.

Польская – от Русской.

 

Какое отношение РПЦ имеет к Украине? Немного истории

Без знания кое-каких перипетий истории достаточно трудно разобраться в сущности взаимных претензий, которые выдвигаются и на церковном, и на политическом уровнях. (Хотя политика – как искусство управления государством, теоретически не должна иметь никакого отношения к церквям, так как согласно конституциям демократических стран, церковь отделена от государства. Но на практике это не всегда так).

Иной раз попадающееся в информационном пространстве выражение "Когда князь Владимир Киев крестил, на месте Москвы лягушки квакали" во многом является пропагандистским и к истории развития христианства на Руси имеет отдаленное отношение.

В 988 году князь из рода Рюриковичей Владимир Святославич принял христианство и фактически сделал его официальной религией на территории подвластных ему древнерусских земель..

Формально после 988 года христианство становилось официальной религией на территориях, обозначенных зеленым, бежевым и розовым цветами (часть современной Украины, современной Беларуси и современной Российской Федерации)

Учрежденная в это время Киевская митрополия являлась частью Константинопольской церкви. Из Константинополя был прислан епископ, принявший титул митрополита Киевского и Всея Руси.

Действительно, города Москва на тот момент не существовало, основание которого относят к XII или XIII векам.

В XII веке Андрей Боголюбский, пра-пра-правнук киевского князя Владимира Святославича, получив великокняжеский титул, фактически перенес политический центр древнерусских земель во Владимир. А в 1299 году митрополит Киевский и всея Руси Максим своей резиденцией также определил Владимир.

В 1325 году резиденция митрополита Киевского и Всея Руси была перенесена в Москву.

В 1589 году Константинопольская церковь признала автокефалию Русской церкви, а в Москве был избран патриарх Всея Руси.

То есть современная РПЦ и есть та самая церковь, созданная князем Владимиром Святославичем в Киеве, только за несколько прошедших с тех пор столетий поменявшая "столицу" и получившая автокефалию. Хотя, эта версия не согласуется с современной официальной пропагандой на территории украинского государства.

Но!

Территория Киевщины и некоторых иных земель, входящих ныне в состав украинского государства, с середины XV века вышли из-под юрисдикции РПЦ. Здесь была образована Киевская митрополия в составе Константинопольской церкви. Это во многом было связано с тем, что земли древних южно-русских и западно-русских княжеств оказались под властью Великого княжества литовского. А на землях северо-восточных княжеств в результате продолжительной борьбы за первенство образовалось единое государство с центром в Москве.

*   *   *

Если вы уже к этому месту запутались, то вам лучше прекратить участие в сетевых дебатах по поводу "томоса". Если же для вас все только начинает проясняться, то, как говорят в Басвервиль-холле, to be continued.

Екатерина Павловская