История с рынком земли только начинается: мнения харьковских экспертов о новом законе

2128

Закон о рынке земли, принятый Верховной Радой в ночь на 31 марта, возможно, будет оспорен. Есть вопросы по поводу регламента. Будут определенные юридические процедуры. Утром 31 марта, через нескольких часов после принятия закона, парламентарии уже зарегистрировали проекты постановлений, которыми предлагают отменить голосование за закон о рынке сельскохозяйственных земель во втором чтении. Теперь закон не смогут подписать ни спикер, ни президент до тех пор, пока парламент не рассмотрит эти постановления. В случае, если Верховная Рада проголосует большинством голосов хотя бы за одно из постановлений, то решение по закону о рынке земли будет аннулировано.

Насколько компромиссный и своевременный закон и почему его приняли в карантинном режиме? По этому поводу в обществе много дискуссий и разных суждений.

«Город Х» попытался узнать мнения по этому поводу у харьковских экспертов.

Заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко по-прежнему поддерживает законопроект о рынке земли.

«Я только - за. Почему? Это дает возможность распоряжаться фермерам своей землей: работать и распоряжаться средним, небольшим фермерским хозяйствам. Иначе, будет как сейчас: олигархи скупают земли - в Харькове, где угодно. Им выгодно – все что, находится в руках государства, в той или иной мере попадает в руки каких-то конкретных людей, которые, как говорится, равнее других в отношении к власти. То есть забирают землю. А так закон даст людям возможность распоряжаться землей», - заявил Леонид Рубаненко в интервью «Город Х»

По его мнению, несмотря на перипетии в парламенте, закон подпишут, и через год рынок земли уже заработает.

Глава общественной организации «Союз землеустроителей Харьковщины» Роман Леонов также считает, что нужно открывать рынок сельхозземли, однако не исключает подводных камней, о которых пока не говорят.

«О законе могу только судить по информации из СМИ. Можно будет покупать только гражданам Украины. Также лимит ограничен не до 10 тыс. га, а до 100 га. Юридические лица в первые два года не будут иметь возможность участвовать в рынке земли. И самое главное – земли государственной и коммунальной собственности не подлежат продаже. Их можно только сдавать в аренду, и они должны приносить прибыль в бюджеты. А украинские граждане могут покупать землю у граждан, наших граждан, до 100 га. Считаю это нормально. Я обеими руками за этот законопроект. Но так как мы не читали окончательный вариант законопроекта, не могу сказать, есть ли ли какие-то подводные камни», - высказал свое отношение к новому закону о земле Роман Леонов.

По его мнению, если в законе будут нормы, которые не будут устраивать общество, то у Верховной Рады есть возможность исправить все на законодательном уровне.

«Раньше Верховная Рада каждый год продлевала мораторий напродажузеили. Если будет критично, то им ничего не будет мешать, чтоб раз в год принять закон о моратории. Думаю, наши депутаты найдут возможность в течение 3 лет собраться и отменить, к примеру, норму закона по поводу продажи 10 тыс. га, если это будет противоречить настроениям в обществе», - считает глава Союз землеустроителей Харьковщины.

Роман Леонов также отмечает поспешность в принятии закона, но, по его мнению, на то есть весомые причины – получить помощь от МВФ.

«Я не специалист по регламенту. Но ощущение такое, что все делалось впопыхах. Но есть маленький нюанс: если горит корабль и стоит вопрос – уйти на дно сгоревшим, то соблюдать регламент по подписанию каких-то бумажек не рационально. Правильно в этот момент хватать огнетушитель и гасить пламя. Этот законопроект вносился в пакете з банковским законопроектом, чтобы страна ушла от дефолта. Это позиция правительства. Моя позиция – в некоторых случаях необходимо принимать волевые решения. Корабль уже горит», - считает Роман Леонов.

В отличие от руководителя «Союза землеустроителей Харьковщины» у харьковского политолога Юлии Биденко поспешное ночное голосование вызывает меньше доверия.

«Из новейшей украинской истории мы знаем - все, что принимается ночью, не всегда идет на пользу украинскому государству. Так было с Конституцией 1996 года. Еще Кучма заложил такую ​​традицию - собирать депутатов, контролировать их голосованиее. И, собственно, сколько раз мы меняли нашу Конституцию, а она так и не может у нас заработать в полную силу. Что касается нынешнего голосования, то, во-первых, мы увидели, что такого абсолютного большинства, которое поддерживало бы этот законопроект, все же нету. Еле собрали эти голоса. Во-вторых, много поправок от других фракций так и не были учтены», - высказала свое мнение «Город Х» Юлия Биденко.

Третье, на чем особо акцентировала политолог, МВФ не диктовал конкретные условия рынка земли, а только требовал открытие конкурентного рынка земли.

«Одним из условий получения кредита по программе stand-by было именно открытие рынка земли. Но при этом, чтобы избежать спекуляции? стоит объяснить, что МВФ не навязывал конкретных условий о продаже земли - ни размер, ни цена, ни механизм аукционов со стороны МВФ не озвучивалbсь. Это, собственно, уже изобретение нашего правительства, парламента, правящей верхушки. Теперь правительство может рассчитывать на новый транш по трехлетней программе поддержки. Но, с другой стороны, мы видим, что этот закон принят в пользу крупных корпораций. Фактически правящая коалиция таким образом убила сразу двух зайцев. Не исключаю, что власть воспользовалась и карантином, и условиями МВФ, чтобы открыть рынок земли в том формате, который является выгодным далеко не всему украинскому обществу. Далеко не все заинтересованные группы, которые работают на земле - аграрные ассоциации, их члены из разных уголков страны. Они не могут приехать в Киев, чтобы в рабочих группах или на манифестациях повлиять на депутатов. В условиях карантина удобно было принять закон. Ведь это очень раздражающий вопрос для тех, кто причастен к рынку земли, и для националистических партий, которые не касаются рынка земли, но это их сакральная хранительница-кормилица. Такие акции исключены жестким режимом карантина», - резюмировала Юлия Биденко.

Напомним, Верховная Рада Украины в ночь на 31 марта приняла во втором чтении закон, который разрешает продажу земли сельскохозяйственного назначения. Это решение поддержали 259 народных депутатов. В частности "за" проголосовали 8 депутатов-мажоритарщиков, победивших в округах на территории Харьковской области.

Мнения харьковских аграриев о законе разделились.

Читайте також: