Новый госпереворот, или Как Арсен Борисович затроллил Юрия Витальевича

3893

Дело Надежды Скавченко живет и не побеждает.  В уже разобранном на цитаты интервью изданию LIGA.net  министр внутренних дел Арсена Авакова разоблачил очередной заговор с целью совершения государственного переворота.

"Новость" волнообразным порядком и довольно живо расплылась по сети и телевизионному пространству, так как тема государственных переворотов, заговоров, тайных сообществ и агентов внешнего влияния по популярности уступает лишь подпольному сериалу "Сваты". Информационная напряженность достигла такого высокого уровня, что любой текст, произнесенный с серьезным выражением лица, становится вполне годным продуктом для всеобщего употребления. Вполне объяснимо, что такому тонкому мастеру сарказма, коим позиционирует себя действующий глава МВД, не составило труда выдать достаточно изящный троллинг коллег по правоохранительному цеху за чистую монету. Но чтобы понять всю красоту творческого замысла, достаточно было сопоставить пару литературных фрагментов.

Для начала приведем текст оригинала.

"У следствия есть неопровержимые доказательства того, что Надежда Савченко лично планировала, лично вербовала, давала указания о том, как провести террористический акт здесь, в этом зале, уничтожив боевыми гранатами две ложи - правительственную и должностную, минометами обрушив купол ВР и автоматами добивая тех, кто выживет. У нас есть неопровержимые доказательства". (Юрий Луценко, генеральный прокурор).

"Большой замысел", или Савченко с гранатой

Вне всякого сомнения, именно так и совершаются государственные перевороты, подтверждением чему вполне может служить опыт Франсиско Франко, Аугусто Пиночета и Занзибарской революции 1964 года.

Следом – вариации на заданную тему.

"Кстати, дело Савченко-Рубана - не первая ситуация за последние месяцы. Первая случилась с бандой под руководством Лабутина (бывшим главой "Укрспирта"), который был недавно по нашему ордеру задержан в Румынии. У него схема была аналогичная – бандиты обсуждали с подельниками, как они ворвутся несколькими десятками автоматчиков в Верховную Раду, возьмут от каждой фракции по одиозному депутату (практически цитирую их разговор), выведут на Площадь Конституции и там расстреляют. После этого – попросят поддержки украинского народа. Параллельно планировали подорвать мой автомобиль снарядом от пушки "Гиацинт", купленного за 100 тысяч долларов – потому что тот, кто им может помешать, "ездит на бронированной машине". А чтобы военные не вмешались, планировали дать командирам двух воинских частей, которые дислоцируются под Киевом, по несколько миллионов долларов – о чем вели с ними переговоры". (Это уже министр внутренних дел Арсен Аваков).

Близкую по качеству литературную пародию удалось создать лишь Илье Ильфу и Евгению Петрову, воссоздавшим некоторые черты Достоевского в образе отца Федора. Снедаемый тягой к скоробогатству (правда, в отличие от литературной копии – с помощью рулетки, а не охоты за сокровищами) Федор Михайлович подобно впавшему в грех сребролюбия священнослужителю регулярно слал жене письма с просьбами продать хоть что-нибудь и выслать денег с неизменной припиской в конце "Вечно твой муж Федя". (Лирическое отступление для любителей художественного слова).

Тексты генерального прокурора и министра не то чтобы идентичны, но во многом близки по духу, благодаря несомненному таланту стилиста, коим природа щедро одарила действующего министра.

Надя Рэмбо, или Особенности голливудского мышления

Тема спиртовиков-госпереворотчиков, правда, не оригинальна. Ее муссировали и ранее. Но, очевидно, уровень пересказчиков был не настолько высок, чтобы нести ее в широкие народные массы.

Для общего развития – Михаил Лабутин – персона, о которой даже нет статьи в Википедии. С 2010-го по май 2014-го руководил госпредприятием "Укрспирт". Был заподозрен в хищениях не то 170, не то 200 миллионов гривен. Выехал за рубеж. В январе 2018-го задержан в Румынии. В принципе, для человека, оказавшегося в столь непростой жизненной ситуации, государственный переворот был едва ли не единственным шансом восстановиться в должности.

Принципиальное несовпадение понятий "Укрспирт" и "государственный переворот" можно отнести к разряду "кажущееся", так как в эпоху великих свершений революционером может стать каждый, даже человек, которого разыскивал Интерпол по обвинениям в хищении сотен миллионов гривен. Но рассказ о процедуре расстрела по одному одиозному представителю от каждой фракции на площади Конституции выдает в авторе (или авторах) текста высоких мастеров изящной иронии. Здесь была бы уместна одна из самых знаменитых реплик прошлого столетия "Огласите весь список, пжлст-с". Кто эти славные слуги народа, которым был уготована участь пасть жертвами кровавого террора спиртовиков? Источники умалчивают. А срыв, как говорят шахматисты, этюдной комбинации навсегда лишил безвестных "одиозников" шанса хоть как-то засветиться в новейшей истории.

Наиболее острым местом повествования, вне всякого сомнения, является покушение на пассажира бронированного автомобиля "снарядом от пушки "Гиацинт", купленного за 100 тысяч долларов", что выдает наличие неиссякаемого чувства юмора у повествователя. К сожалению, у советских конструкторов не хватило ума назвать свое артиллерийское детище "Гладиолусом", что снимало бы все вопросы, начинающиеся со слова "почему?" Изобретенный екатеринбуржскими КВНщиками главный мем начала 21-го столетия "потому что гладиолус" расставлял бы все точки над "i".

Но в случае с "Геацинтом" все-таки придется давать кое-какие пояснения.

152-милллиметровая самоходная пушка 2С5 "Гиацинт-С" и буксируемая пушка 2А36 "Гиацинт-Б" были разработаны в Советском Союзе еще в середине 70-х и сняты с производства лет примерно 25 тому назад.

Почему бы не взять снаряд от "Пиона" более крупного калибра 203 миллиметра? Почему не от гаубицы Б-4? Почему не реактивный снаряд от "Града" или "Урагана"? Да потому что "Гиацинт" – забавное слово. Почему за 100 тысяч долларов? Почему не за 200? Нет ответа.

Ясно лишь, почему не раскрывается механизм поражения автомобиля боеприпасом весом 40-50 килограммов без применения арторудия. Дабы никто не пытался повторить данный опыт в домашних условиях.

В финале повествования рассказчик уже перешел на вещание открытым текстом, подведя итог репликой: "Для нормального человека это все кажется шизофренией". Но тем не менее, с щадящей чувства доверчивого читателя припиской: "Но есть люди, которые в реальность такого сценария верят…"

Дмитрий Михайлов