Быть или не быть досрочным выборам? Ликбез для избирателя

1495

Конституционному суду в ближайшее время предстоит дать ответ на крайне непростой вопрос: кто в политическом доме хозяин? Президент или парламент.

11 июня «ка-эс» приступил к рассмотрению коллективного обращения нескольких десятков парламентариев с предложением признать неконституционным указ президента Владимира Зеленского о роспуске Верховной Рады.

Чтобы хоть как-то навести резкость в одной из самых запутанных ситуаций в современной политической истории страны, необходимо хотя бы в общих чертах восстановить хронологию «коалициады» в Верховной Раде восьмого созыва.

Избранная осенью 2014-го на волне революционного энтузиазма Рада сформировала невиданную до тех пор по количественному составу коалицию из 5-ти фракций: БПП, «Народный фронт», «Батькивщина», «Самопомощь», Радикальная партия. Более трехсот мандатов позволяли менять конституцию, преодолевать вето президента, издавать законы, которые стали бы прочной основой реконструкции страны, и так далее, и тому подобное.

Но парламентарии избрали более интересный с точки зрения политической интриги сценарий – поэтапный развал коалиции.

16 февраля 2016 года из коалиции вышла "Батькивщина".

На следующий день, 17 февраля – "Самопомощь".

Через месяц с небольшим, 29 марта, из коалиции удалилась Радикальная партия.

В коалиции осталось всего 216 человек при необходимых 226-ти. Неоднократные требования отдельных депутатов и фракций к председателю парламента предоставить список членов коалиции остались без удовлетворения. При этом спикер парламента и руководство двух фракций настаивали на том, что коалиция есть, просто существующая нормативная база не обязывает предоставлять список ее членов.

После поражения Петра Порошенко на президентских выборах в апреле 2019 года перед Радой замаячила перспектива роспуска. Однако указ о роспуске можно издавать не менее чем за 6 месяцев до очередных выборов. Последний день наступал 28 мая.

18 мая «Народный фронт» заявил о выходе из коалиции. А это означало, что для создания новой согласно Конституции Украины у парламента есть месяц до 18 июня, и до этого срока распускать законодательное собрание нельзя. То есть указ о роспуске никак не вписывался в отведенные законом рамки.

Реальное существование коалиции делало совершенно излишними подобные хитроумные ходы – достаточно было бы предъявить список коалициантов и подтвердить: да, коалиция реально существует, роспуск необоснован и противозаконен. Но коалицианты пошли на шаг, который со стороны более напоминал акт заметания следов, что породило смутные сомнения – "а был ли мальчик?" (с)

Сторона президента утверждает, что коалиции не существовало с марта 2016 года. И если пятый президент не воспользовался своим правом роспуска парламента, то нет никаких препятствий, чтобы этим правом воспользовался президент номер шесть.

Антипрезидентская сторона утверждает, что раз одна из фракций вышла из большинства, то сам факт существования или несуществования коалиции автоматически утрачивает всякое значение.

Как видим, даже рядовому наблюдателю достаточно сложно разобраться в политических хитросплетениях. Что уж говорить о членах Конституционного суда, над которыми висит, не побоимся избитых формулировок, дамоклов меч ответственности.

Законодатель то ли по неопытности, то ли в силу юридической малограмотности прописал правовые нормы столь расплывчато, что в данном случае Конституционный суд может признать указ о роспуске парламента и конституционным, и неконституционным. И оба решения будут правильными. Трудности выбора из двух правильных решений наиболее правильного самым красочным образом описаны в истории о Буридановом осле, который скончался от голода, так и не сумев определиться с какой из двух охапок сена ему стоит начать трапезу.

Решение, которое обещают вынести до конца июня, станет своеобразным показателем уверенности восседания господина Зеленского в президентском кресле. В 2007 году Виктору Ющенко, которого многие считали достаточно вялым президентом, при столь же неоднозначных обстоятельствах удалось "включить начальника" и продавить ситуацию с роспуском рады. Правда, ему для этого понадобилось полгода – срок, который совершенно бессмысленно тратить в нынешних условиях, так как очередные выборы поспеют ранее. Зато вышеупомянутому "папереднику" удалось продемонстрировать, что постановка законодательного органа в словосочетании "парламентско-президентская республика" носит по большей мере формальный характер.

Но при любом решении "ка-эса" можно с уверенностью констатировать одно – предвыборная кампания уже стартовала. Партии и блоки штампуют первые десятки, как монетный двор копейки, мажоритарщики резво приступили к окучиванию подшефных территорий, в Киев на автобусах свозятся желающие участвовать в массовых акциях.

Как говаривал один известный политический персонаж конца прошлого века, процесс пошел. И если его несколько растянуть во времени, это сможет привлечь дополнительное внимание любителей длинных политических сериалов.

Дмитрий Михайлов