Восстание врачей по-харьковски

1526

Максимальная забота о медицинских работниках со стороны центральных органов власти крайне слабо ощущается на уровне адресата. Вялотекущие акции протеста, начатые медиками Киева, начали расползаться по регионам.

18 мая акцию протеста попытались провести работники первой подстанции скорой помощи в Харькове.

Врачи и водители бригад скорой помощи недовольны слабым уровнем обеспечения средствами защиты для работы с пациентами, зараженными коронавирусом, а также отсутствием денежных доплат медикам, которые широко анонсировались и минздравом и президентом страны.

По версии медперсонала, оплата труда не увеличилась по сравнению с докарантинными месяцами, а у некоторых стала меньше.

Числовые данные показывают, что проблема не только существует, а существует на уровне применения таких эпитетов, как «вопиющая», «кризисная» и «скандальная».

По данным министра здравоохранения Максима Степанова, по состоянию на 18 мая в стране с начала пандемии коронавируса зарегистрировано 18 616 зараженных. Из них 3 650 медики, то есть почти 20%. Для наглядности – из 5 больных один является медицинским работником.

Так что реплики о переднем крае, авангарде, фортпосте – отнюдь не из разряда пафосной риторики, а имеют весьма конкретное наполнение.

Подозревать врачей в низкому уровне профессионализма вряд ли имеет смысл, так как, грубо говоря на кону – их же собственное здоровье. Более вероятными выглядят предположения о том, что в системе обеспечения медучреждений защитными средствами что-то не так.

Еще в середине апреля 2020 года глава Минздрава рапортовал о создании фонда борьбы с коронавирусом, где аккумулировали 64,7 миллиарда гривен. По отечественным меркам – деньги немалые.

Часть из этих средств направлялась для приобретения медоборудования, в том числе и средств защиты.

Попытки перевода стрелок на местные органы власти – им деньги выделили, они до медиков их не донесли – вряд ли могут приниматься во внимание. Подобный «недонос» денег является поводом для разнообразных проверок и возбуждения уголовных производств. Ведь деньги никогда и никуда не исчезают, а лишь перетекают из «кармана» в «карман».

Широчайшим образом разрекламированные 300-процентные надбавки медикам при реализации затеи вылились в невнятные объяснения, что, в общем-то, это не автоматическое повышение оплаты медработников в 4 раза (как это и поняли все сколь-нибудь математически грамотные граждане), а доплаты, которые начисляются лишь за фактически проведенное в присутствии зараженных время работы…

Например, если медик в среднем проводил работу с пациентами, зараженными коронавирусом по полчаса в день, то лишь за эти полчаса ему и полагается надбавка. Если у врача зарплата 8 000 гривен, и он каждый день принимал по два коронавирусных пациента по 15 минут, то за месяц ему доплатят примерно 1 500 гривен. Это за 11 часов работы с зараженными пациентами в месяц. Хотя для того, чтобы заразиться, ему достаточно и пары минут.

Если же медик сталкивается с больными с меньшей периодичностью, то доплаты составят фактические гроши по нынешним меркам - пару-тройку сотен.

В общем, как рекомендуют юристы: всегда читайте текст самыми мелкими буквами внизу договора.

По факту, никакого значимого повышения оплаты не произошло, а рассказы о 300% имели в своем роде манипулятивное значение, тек как сформировали у далеких от медицинской сферы телезрителей иллюзорные представления об окружающей действительности.

Будет ли конфликтная ситуация разрешена к обоюдному удовольствию сторон? Скорее нет, чем да. На современном этапе власть пытается демонстрировать непробиваемость обороны: все хорошо, проблемы искусственно раздуваются.

Приблизительно таким образом прокомментировал кризисную ситуацию глава Харьковской областной администрации Алексей Кучер:

«Проблемы с выплатами надбавок медикам скорой помощи, которые участвуют в борьбе с COVID-19, нет, она искусственно раздувается некоторыми активистами. Нормативная база позволяет выплачивать только тем, кто был непосредственно задействован в борьбе с COVID-19».

Также губернатор заявил, что все медики «скорой» полностью обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Медики считают, что средств защиты в достаточном количестве нет, а губернатор – что есть. Конечно же, губернатору виднее, ибо он взирает на ситуацию, что называется, с высоты птичьего полета. У него обзор лучше.

В этой связи вспоминается хоть и бородатый, но все еще актуальный анекдот:

«Специалисты говорят, что люди живут хорошо. А люди считают, что они живут плохо. Но люди – не специалисты».

***

В качестве лирического отступления. Ходили слухи о проведении медиками забастовки. И вот в этом-то вопросе как раз далеко не все однозначно. Все дело в том, что подобные мероприятия не проводятся по наитию. Нельзя с утра собраться дружным коллективом и сказать: «Ну все, бастуем».

В соответствии с Законом Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров» решение о забастовке принимается на собрании членов профсоюза и фиксируется в протоколе. То есть в официальном документе. Орган, возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить собственника (в данном случае местные власти или госорганы, в зависимости от того, кому принадлежит медучреждение – государству или территориальной громаде) не позднее чем за семь дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на непрерывно действующем производстве - за пятнадцать дней. В противном случае это будет никакая не забастовка, а примитивный прогул.

Екатерина Павловская