В ожидании года. За кулисами театра абсурда

2334

Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — все подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения (Статья о театре абсурда в Википедии).

27 ноября исполняется ровно год с того дня, как к своим обязанностям приступило правительство Арсения Яценюка. Но эта годовщина мало кого интересует. На искренние поздравления от всей души и по-настоящему теплую праздничную атмосферу члены правительства могут рассчитывать разве что в семейном кругу.

При этом с большим нетерпением ждут совсем другой даты – 11 декабря, когда пройдет год с момента утверждения парламентом программы деятельности правительства. Но и на эту годовщину намечены отнюдь не поздравления. Просто в течение года с момента принятия правительственной программы Верховная Рада не может рассматривать вопрос об ответственности правительства и принимать резолюцию недоверия, которая означает его отставку.

Это не значит, что нет других способов отправить правительство в отставку до этого срока. Есть – например, прекращение деятельности коалиции и формирование новой. Также это не значит, что именно 11 декабря будет принята резолюция недоверия Кабмину Яценюка – сейчас предпочитают говорить не об отставке, а о каком-то переформатировании правительства. На всякие «переформатирования» Конституция, кстати, никаких ограничений не накладывает – ни временных, ни количественных. Зато в ней прямым текстом сказано, что отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего Кабмина.

Но пока что все ждут года. Есть в этом что-то абсурдное. Не зря в эпиграф вынесен отрывок статьи о театре абсурда, он довольно точно передает украинскую политическую атмосферу. А пьеса Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» заслуженно считается классикой жанра и намного больше достойна быть поставленной на подмостках нашего парламента, чем то театральное действо, которое депутаты разыграли в сессионном зале на днях, превратив определение украинской политической жизни как театра абсурда из метафорического в буквальное.

Год назад, например, за назначение Яценюка премьером проголосовал 341 депутат. Триста сорок один. В социальных сетях после таких предложений ставят несколько восклицательных знаков и поминают какого-то Карла. И ладно бы для народных избранников был тайной государственный гений Арсения Петровича. Так нет же – тот же пост он занимал еще с февраля 2014-го года. Теперь же рейтинг политической силы премьер-министра колеблется в районе статистической погрешности, а депутаты из коалиции все чаще повторяют слово «переформатирование», плотоядно поглядывая именно на Яценюка. Абсурд? Абсурд.

За год до нынешнего 11-го декабря программа правительства Яценюка была поддержана в парламенте большинством в 269 голосов. Это, конечно, меньше, чем за премьерство Арсения Петровича, и даже заметно меньше, чем коалиция, которая двумя неделями раньше сформировала правительство, внесшее эту программу. Но по современным украинским парламентским меркам тоже ого-го. При этом лидер фракции, которая дала больше всего голосов «за», охарактеризовал программу как нечто среднее между студенческой халтурой и журналом «Мурзилка». Но поддержал. Абсурд? Еще какой.

Но это все дело прошлое. Впрочем, настоящее будущее выглядит не менее абсурдно. О некоторых нюансах толкования понятий «переформатирование» и «отставка» было сказано выше. Яценюк не только категорически не согласен уходить в отставку, но и угрожает, что в этом случае из коалиции выйдет его партия. Не забываем, что на носу принятие бюджета и второе голосование за изменения в Конституцию. Сделать и то, и другое до конца года без участия фракции Яценюка не то, что проблематично – невозможно. А оба голосования и так под большим вопросом, особенно второе. Тем не менее, все с завидным упорством ждут 11-го декабря.

К тому же Яценюк говорит о переформатировании правительства не меньше, чем те, кто мечтает его самого переформатировать по самые полномочия. Премьер неоднократно высказывал недовольство работой отдельных министров, а недавно достоянием прессы стали его планы по реорганизации правительства. Правда, по какому-то странному стечению обстоятельств, объектами премьерской критики становились министры, делегированные в правительство по квоте партии Порошенко, а не Яценюка, а ликвидировать и сливать министерства предлагается опять же с наименьшим ущербом для кресел, занимаемых однопартийцами главы правительства. Как раз в этой логике ничего абсурдного нет и близко. Наоборот, все очень рационально и здраво. Но абсурдно предполагать, что на нее поведется кто-то, кроме партийных подчиненных Яценюка.

Не откажешь в логичности и противникам премьера, намеренным избавиться от него, повесив предварительно весь негатив, но избежать роспуска коалиции и досрочных выборов. В таких сценариях изображается, что фракции Яценюка деваться некуда. Якобы депутаты из фракции подрастерявшего рейтинг в роли неудачливого камикадзе премьера в большинстве своем не последуют призыву выйти из коалиции в случае его отставки, поскольку боятся новых выборов. Может оно и так. Но было бы наивным думать, что роспуска и новых выборов настолько же боятся другие потенциальные участники новых коалиционных торгов. А удовлетворить их многочисленные аппетиты – во-первых, никаких портфелей не хватит, а во-вторых, не для того президентская команда собирается стричь шерсть с Яценюка, чтобы делиться ею со всеми желающими. Да и сама команда в последнее время, мягко говоря, не демонстрирует особого единодушия.

Так или иначе, даже в абсурдистской логике любая абсурдная проблема имеет какое-нибудь решение. Тоже, разумеется, абсурдное. Остается лишь запастись терпением и дожидаться года со дня принятия правительственной программы, как герои пьесы Беккета ждали так и не появившегося непонятного Годо.

Игорь Гридасов