В чем главная проблема украинского бюджета?

2586

Без шуму и пыли. Побег Михеила Саакашвили по крышам от агентов Генпрокуратуры и СБУ, драки в палаточном городке под Радой, пикировки министра иностранных дел Климкина с виртуальным Лавровым и блокировка одного из телеканалов в Киеве, конечно же, затмили в информационном пространстве такое, если не судьбоносное, то, как минимум, немаловажное событие, как принятие государственного бюджета.

Даже такое скандалоопасное мероприятие, как повышение зарплаты народным депутатам, не всколыхнуло электоральное море краткосрочным цунами праведного гнева. Для справки, спикер в ближайшее время будет загребать (ибо далее озвученная сумма представляется для среднестатистического жителя страны несметным богатством) – 12 прожиточных минимумов. Учитывая, что вышеозначенный минимум составляет 1700 грн., вычисляем с помощью калькулятора размер куша – 20400 грн. Рядовой депутатских войск получает 10 минимумов – 17000 грн. С надбавками за вредность, хранение гостайн, стаж, квалификацию и знание иностранных языков может набежать еще столько же. В общем, не пусто, но и не густо. Официантка в штате Айдахо получает примерно столько же, если не больше. Так что все примерно понимают, что если даже отобрать у "народных слуг" эти жалкие гроши, практически никому ничего особо не обломится: ни образованию, ни здравоохранению, ни защите бездомных животных, ни борцам за гендерное равенство.

Если прошлогодний бюджет породивший его глава кабмина именовал не иначе, как "честный и прозрачный", то новый получил рабочее наименование "стабильный и уверенный". И это был, пожалуй, единственный положительный отклик о данном документе.

Тимошенко назвала бюджет надругательством над людьми и продолжением антисоциальной политики. Группа "Видродження" раскритиковала бюджет за недостаточное финансирование образования. Оппоблок раскритиковал бюджет за чрезмерные расходы на силовиков. Рабинович назвал бюджет губительным для украинцев.

Несмотря даже на некоторое увеличение доходной части по сравнению с прошлым годом, в числе основных претензий к финдокументу – недостаток финансирования образования, здравоохранения, социальной сферы, культуры, науки, что, по большому счету, отображает главную проблему отечественных госбюджетов последних лет двадцати пяти. Большую проблему госбюджета, как правило, не называют, предпочитая дробить на целый ряд мелких. Но, тем не менее, она есть. В бюджете вообще не хватает средств.

914 млрд грн., заявленных в качестве доходной части бюджета на будущий год, скорее всего вызывают у среднестатистического обывателя реплику в виде одного междометия "Ого!". Особенно, если дополнить вышеозначенную информацию сообщением о том, что это почти на 200 млрд. грн. больше прошлогодних показателей. Еще раз "Ого!" Но если попробовать отследить бюджетную динамику последних лет, проступившая сквозь ряды бездушных цифр "картина маслом", как минимум, повергнет в задумчивость.

В бюджете в принципе не хватает денег. Даже если считать, что нацвалюта сохранит относительную устойчивость, то вся страна соберет в общую копилку чуть более 33 млрд долл. Если же гривна упадет до 30-ти за доллар, как, собственно, и прогнозируется составителями главного финдокумента, то объем копилки скукоживается до 30,5 млрд, то есть, уровня 2015-2016 годов. В переводе с языка чисел на язык букв это означает примерно следующее: три года топтались на месте.

Для сравнения – бюджет меньшей по численности населения в семь раз Финляндии составляет 49 млрд долл. Бюджет Нью-Йорка – 150 млрд долл. Бюджет Дании при населении 5,7 млн человек– порядка 160 млрд долл.

Исходя из данных сравнения, критиковать составителей отечественного бюджета за то, что некие статьи расходов завышены, некие занижены вообще рука не поднимается.

В конкретике расходная часть выглядит примерно так:

- расходы на оборону – 165,3 млрд грн.;

- министерство внутренних дел – 63 млрд грн.;

- администрация Государственной пограничной службы – более 9 млрд грн.;

- СБУ – 7,6 млрд грн.;

- ГПУ – 7,6 млрд грн.;

- Национальная полиция – более 23 млрд грн.;

- ремонт дорог – 46,7 млрд грн. (4000 тыс. км новых дорог, 50 новых мостов);

- деятельность Президента Украины – почти 1 млрд грн.;

- Верховная Рада – 1,7 млрд грн.;

- субсидии – 15,9 млрд грн.;

- Пенсионный фонд – 139,3 млрд грн.;

- аграрный сектор – 7,3 млрд грн.;

- дипломатия - 4,5 млрд грн.;

- образование – 219,1 млрд грн.;

- здравоохранение – 156,9 млрд грн.

Что не так? У кого отнять, чтобы кому-то добавить? Очевидно, любые идеи по перераспределению средств будут весьма и очень напоминать попытки перекроить "тришкин кафтан" и вряд ли более.

В случае увеличения бюджета хотя бы по 3 млрд у. е. в год, что, пожалуй, является очень оптимистичным прогнозом, только для достижения уровня 2013-го понадобится еще 7-8 лет. Иными словами, если не произойдет никаких социально-экономических катаклизмов, развернувшиеся в 2014-м реформы начнут давать положительный результат после 2025-2056 годов. Так что оценкой нового госбюджета может быть только фраза: "Люди старались, значит - спасибо". И иные оценки в обозримой перспективе вряд ли предвидятся.

Екатерина Павловская