Тузы в премьерских рукавах, или Чем будет отбиваться Яценюк

2863


Вместо эпиграфа. «Эти люди не понимают игры. В игре нет лицеприятия. Игра не смотрит ни на что. Пусть отец сядет со мною в карты — я обыграю отца. Не садись! Здесь все равны». (Николай Васильевич Гоголь, «Игроки».)

Массовое ожидание поворотного пункта украинских недореформ по мере приближения отчета премьера по итогам годичного усердия на поприще реализации правительственной программы стремительно нарастает.

Грядущее выступление Арсения Яценюка перед Радой, приуроченное к окончанию правительственного иммунитета, может остаться на страницах летописей под заголовком «Велика сеча за красно место премьерское». И хотя времена адвоката Плевако, когда судьба подзащитного – в кандалы на каторгу или вольной птахой на все четыре стороны – подчас зависела от удачного выступления судебного оратора, безвозвратно канули в Лету, а публичность уже давно превратилась лишь в искривленное отражение кулуарщины и подковерщины, законы политической драматургии, требующие надрыва страстей и диссонансов, еще никто не отменял. Даже если финал уже предопределен замыслом автора, все равно Гамлет обязан подраться с Лаэртом, а Женя Лукашин - с Ипполитом. Не хлебом единым жив человек, ему подавай зрелищ.

Повидло, в которое будут макать премьера, варилось давно и понемногу уже скармливалось почтеннейшей публике: падение ВВП, развал экономики, рост тарифов, значительное снижение уровня жизни и, понятное дело, коррупция. Вишенку на последний слой пирога уже пригрозил водрузить одесский губернатор Саакашвили, активно «усаживаемый» в кресло главы Кабмина апологетами спасительности варяжской версии и столь же активно отнекивающийся от премьерских амбиций. Экс-президент Грузии пообещал разоблачить коррупционные схемы, с помощью которых из госкомпании «Укрспирт» якобы расхищаются 120 млрд грн. ежегодно. Если данные цифры сопоставить с прошлогодним заявлением зампредседателя Государственной фискальной службы Владимира Хоменко о том, что за 2013 год Госбюджет недополучил от спиртовой монополии порядка 3-5 млрд грн., то напрашивается вывод, что только в одной отрасли уровень коррупции и хищений возрос с 24 до 40 раз по сравнению с временами предыдущего режима. На первый взгляд – невероятно. Но, учитывая все еще сносный уровень доверия к Михеилу Николозовичу и практически полное отсутствие такового к Арсению Петровичу (противники последнего не преминут надавить и на этот мозоль, припомнив отказ пропремьерской партии от участия в местных выборах), информация даже в таком фантастическом формате может быть воспринята публикой с высокой степенью благодарности.

Отлуп подобным обвинителям был отработан еще на «деле Гордиенко», когда на Кабмин пытались навесить «коррупционную составляющую» в размере 7,5 миллиарда. Заявления в стиле «я – не я и корова не моя» оказались вполне достаточным аргументом против всех нападок, а сам мини-скандал пошел премьеру скорее на пользу. Во-первых, все увидели, что обвинения от главы Кабмина отскакивают как сушеный горох от стены на украинско-российской границе. Во-вторых, скандал стал точкой преодоления психологического порога, за которым любые суммы хищений свыше 7,5 миллиарда следует относить к слабо определенному понятию «много».

Двенадцать подвигов Гераклюка

Теперь – какими козырями будет биться премьер?

Чтобы особо не баловать народ в столь трудные для всех времена, скорее всего, глава Кабмина темой предстоящего выступления изберет закрепление пройденного материала. Несмотря на то, что пластинка со сборником старых песен о главном заюзана едва ли не до дыр и слегка треснула, от соблазна еще раз крутануть кавер-версию некогда популярного хита «Все украли и съели папередники» удержаться достаточно трудно. Так что если представителям прежнего режима вдруг начнет икаться, пусть знают: работает Петрович.

Три кита, на которых будет базироваться позиция подзащитного, - «энергетическая независимость от РФ», «безвизовые законы» и… пожалуй, «новая полиция» (не зря же на раскрутку этого проекта было потрачено столько времени, сил и спецобмундирования). Остальное – по вкусу: от титанической работы по недопущению дефолта до отсутствия задержек по выплате пенсий и заработных плат бюджетникам, что, в принципе, можно отнести к реформаторской деятельности только при наличии повышенного уровня мастерства превращать в достижение все, что угодно, даже восход солнца.

В общем, работа предстоит хоть и знакомая, но по-прежнему непростая. Поскольку при всех несомненных преимуществах правительственные реформы и околореформы имеют всего лишь один маленький изъян: подавляющая часть населения никаким местом не ощущает их позитивное результаты то ли в силу низкого порога чувствительности, то ли в силу отсутствия результатов как таковых. А намеки на то, что эффект от реформ станет заметен лет примерно через пять-шесть, а то десять, вряд ли могут восприниматься всерьез, так как вероятность пребывания в премьерском кресле в течение такого срока для ныне действующего ничтожна мала.

Активно рекламируемая премьером энергетическая независимость от «Газпрома» (фактически означающая возникновение зависимости от новых импортеров того же самого российского газа) не имеет никакого отношения к большей части населения, для нужд которого должен использоваться исключительно отечественный продукт. А общее сокращение потребления газа может рассматриваться как большой успех только в том случае, если никому не рассказывать о прямо пропорциональном падении промышленного производства.

В целом Кабмин, проводящий политику сведения на нет любых отношений с Российской Федерацией, давно мог бы закрыть эту тему. Например, пользовавшийся популярностью в Украине отец грузинских реформ Каха Бендукидзе как-то в общении с журналистами высказал следующую мысль о том, что на месте России могло быть море.

Но полного обнуления экономических связей как раз и не происходит по той причине, что в следующий раз невозможно будет отрапортовать о достижении нового вида независимости.

Безвизовый режим давно утратил актуальность для граждан, не имеющих средств для путешествий даже в соседнюю область. А ставить в заслуги своевременные выплаты пенсий в 21-м веке просто стыдно.

Тем не менее, большинство пунктов, на которых будет здание премьерских достижений, далеко еще не исчерпали свой пропагандистский ресурс, даже несмотря на практически нулевой рейтинг самого главы Кабмина.

От премьера-камикадзе до премьера-мичуринца

Оппозиция внутри коалиции плюс не столь давно ушедшие в свободное плаванье радикалы, несомненно, должны если не дать генеральное сражение под тумбами президиума, то хотя бы максимально страстно имитировать борьбу за народное счастье. Во-первых, законы жанра требуют, чтобы пафосному герою противостоял не менее яркий антагонист. А во-вторых, если они не предпримут попыток сразить оппонента стрелами критики, то получится, что весь предотчетный период они просто морочили публике голову.

Но в целом прогноз для премьера пока благоприятный. Во всяком случае, спикер Рады Гройсман заявляет, что не видит «на сегодняшний день реальных оснований для развала коалиции и коалиционного правительства». Да и премьерский фронт грозится идти за лидером до конца, вплоть до полного побития горшков и раздела совместно нажитых с коалицией политических дивидендов.

А далее как карта ляжет да как Байден скажет.

Арсений Яценюк уже поспешил выразить надежду, что вице-президент США, 7 декабря благополучно прибывший в Украину, скажет буквально следующее: «То, что вы сделали, вам засчитано, но вам надо намного больше сделать еще».  Не исключено, что именно байденовский зачет и станет самой сильной картой в премьерском рукаве.

Андрей Кравченко