Страсти коалиционные

2767

Вместо эпиграфа.

«Скажи, Окорок, долго мы будем вилять, как маркитантская лодка? Клянусь  громом, мне до смерти надоел капитан! Довольно ему мной командовать! Я хочу жить в капитанской каюте, мне нужны ихние разносолы и вина». (Израэль Хендс, второй боцман «Испаньолы».)

Дисбаланс веса провластных и околовластных политсил в сессионном зале Рады и за стенами законодательного собрания, усугубленный недавними местными выборами, заложил основы перманентного парламентско-правительственного кризиса, вступившего в фазу резкого обострения накануне конституционного голосования.

Если бы парламентские активисты изучали опыт идеологических противников, то они бы наверняка заметили, что в тесном кругу правящей коалиции уровень развития политических сил давно не соответствует уровню межфракционных отношений, что неминуемо ведет если не к революции в отдельно взятом политклубе, то к неизменному возникновению скандальных ситуаций.

Ярко выраженное несоответствие стремящегося к нулю рейтинга «Нарфронта»  занимаемым им позициям в коридорах власти является предметом особого беспокойства для соратников по парламентской борьбе. Вслед за радикалами, демонстративно отколовшими от провластного «монолита» 21 мандат, к испытаниям коалиции на прочность приступила «Самопомощь». Помимо наличия индивидуальной позиции по предстоящей конституционной реформе у партийных активистов есть еще как минимум два повода для озабоченности. Во-первых, кандидатуру лидера партии Садового даже не поставили на голосование во время выборов председателя Ассоциации городов Украины, что, как минимум, стало щелчком по самолюбию, и если бы Андрей Иванович не был возмущен, то вряд ли назвал бы почтенное собрание театром. А внесенные на ходу изменения в устав организации, отменившие обязательность 4-летнего опыта мэрства для председательствующего и позволившие избраться Виталию Кличко, как бы намекали, что иные кандидатуры кроме киевского мэра в принципе и не намечались.

Во-вторых, на законе о перевыборах в Кривом Роге до сих пор отсутствует автограф спикера Верховной Рады, а, следовательно, столь актуальная для «Самопомощи» тема подвисла в воздухе на неопределенное время.

Операция по отзыву «своего» министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко могла бы стать первым шагом к переформатированию всего Кабмина с учетом того, что в оном уже есть одно «окно» - пустующая должность министра экологии, а ряд министров высказывали пожелания расстаться с правительственной деятельностью. Плюс в новостных лентах появилась целая череда сообщений со ссылкой на источники в Блоке Петра Порошенко о возможной скорой отставке министра внутренних дел Арсена Авакова и вице-премьера Вячеслава Кириленко, представляющих НФ.

Куры передохли, высылайте новый телескоп

Однако быстрого «шахимата» не получилось в виду принципиальной позиции главного агрария страны в стиле «на своих шестнадцати аршинах сидел и сидеть буду». А достойная Гран-при на конкурсе райтеров министерская отповедь «У меня только одна политика – аграрная» если не закрыла тему отзыва, то, во всяком случае, обозначила уровень прочности оборонительных позиций.

Идеологическое обоснование демарша, сконструированное из подозрений в многомиллиардной коррупции и клептократии, также далеко не безупречно. И политическим попутчикам, и политическим противникам прекрасно известны реформаторские способности и управленческие наклонности Арсения Петровича, подвизавшегося на поприще госслужбы еще при Леониде Даниловиче. Внезапное прозрение членов правящей коалиции скорее похоже на попытку красиво отмежеваться от слегка провальной деятельности Кабмина и попутно побороться за поул-позишн в возможной будущей гонке за министерскими портфелями.

Поиск достойного выхода из несколько неудачной попытки с наскока штурмануть проявляющий чудеса непотопляемости Кабмин породил (причем сразу в нескольких головах, ибо, как известно, у умных людей мысли сходятся) идею заключения нового коалиционного соглашения. По версии Андрея Садового, «только так еще возможно продолжение действующей парламентской коалиции», в противном случае - «будет беда – досрочные выборы». 

Перевод стрелок с перекройки Кабмина на необходимость перелицевать коалицию был встречен практически на ура премьером, который тут же подхватил и творчески развил данную тему в традиционных «10 минутах».

Заявление Яценюка о том, что из политического манифеста соглашение должно быть превращено в политически и юридически обязывающий документ с четким графиком работы и последовательностью шагов, может стать серьезным поводом для длительной и кропотливой работы по приобретению дополнительных возможностей для себя и перекладыванию обязательств на партнеров.

Результатом состязаний по перетягиванию одеяла, скорее всего, вновь станет боевая ничья. Во всяком случае, отмены или изменения ставшего камнем преткновения для «отзывников» пункта 5.2 регламента коалиции, гласящего, что во время формирования Кабинета Министров квотный принцип не применяется, ожидать не стоит, ибо – не комильфо. В то же время продолжительный и, естественно, конструктивный диалог, как минимум, отодвинет на некоторое время вопрос о развале коалиции. А подписание какого-либо итогового документа при грамотной подаче вообще можно будет позиционировать как новую веху в политической истории страны. Поговаривают, что в менее обеспеченные времена подобная практика была чрезвычайно распространена. Если пальто изрядно засаливалось, его отдавали портному, который распарывал все швы, делал изнанку лицевой стороной и сшивал обратно. А перелицованная вещь затем носилась как новая.

Андрей Кравченко