Пять поводов поговорить о реинтеграции Донбасса

2400

 
Вместо эпиграфа

Ты пускай дым, а ты свисти в свисток. И будем делать вид, что едем.

(Из политического юмора конца 70-х).


В эпоху информационных технологий ценность события зачастую определяется активностью экспертного сообщества.

Проект закона с рабочим названием «Особенности государственной политики восстановления государственного суверенитета на Донбассе», еще не будучи вынесенным даже в парламентские комитеты, усилиями говорящих голов от Луценко до Тымчука и от Тимошенко до Найема превратился в тему дня номер один, что само по себе наталкивает стороннего наблюдателя на размышления в стиле главного героя рассказов Александра Милна: «Это ж-ж-ж неспроста». Тем более что донесенные до массового потребителя усилиями члена фракции БПП Ирины Луценко основные тезисы будущего законопроекта как бы намекают, что задекларированная магистральная задача – реинтеграция Донбасса – будет решаться с точностью до наоборот.

Восстановление интеграционных процессов – это примерно то, о чем обычно рассказывает президент Порошенко в евростремительных речах, загибая пальцы: свободное перемещение капиталов, товаров и рабочей силы.

И первое, и второе, и третье противоречит духу и букве блокады, которой в активистском исполнении верхушка исполнительной власти оказалась не в состоянии противостоять, а посему, следуя старинной партноменклатурной технологии, решила возглавить.

Практически все пункты, которые, по версии Луценко, будет содержать законопроект, - переформатирование АТО в операцию под другим названием, создание штаба со сверхполномочиями, предоставление президенту права вводить военное положение на части территории страны - имеет к понятию «реинтеграция» весьма косвенное отношение.

Разговоры о том, что проект будет содержать положения об иностранной полицейской миссии вообще следовало бы скорее отнести к разряду таких мероприятий, как «борьба за мир». Введение миссии предполагает согласие всех противостоящих сторон, а официальный Киев не будет рассматривать пожелания представителей самопровозглашенных формирований, ибо с террористами переговоров не ведет. На чем практическая реализация полицейско-миссианского вопроса благополучно застопорится.

Вот такая картина маслом с элементами нетрадиционных технологий.

Возникает более-менее закономерный вопрос: а какая же польза от этой «картины»? А от этой «картины» очень большая польза. Он дырку в актуальной повестке дня закрывает.

Прежде всего, патологически опасающийся отвлечения внимания телезритель вытягивает шею и тщательно всматривается по сторонам, гадая, от чего же насущного его отвлекают на этот раз.

Уж не от планов ли Кабмина повысить цену на газ на 25% с 1 июля? Но ради такого пустяка, который элементарно втюхивается потребителю под видом оптимизации, осовременивания тарифов и углубления энергетической независимости, вряд ли стоило бы затевать индустриальный грохот с использованием ударных установок.

Уж не от мыслей ли о внеочередных парламентских выборов? Хотя любые сотрясания плотных слоев политической атмосферы способны лишь к такой мысли подтолкнуть.

Впрочем, и без отвлечения внимания история с новым законопроектом позволяет главнокомандующему решить ряд тактических задач вне зависимости от того, удастся или нет собрать большинство для положительного голосования.

Первое. Крайне обострившаяся ситуация на участках боевого соприкосновения требует от главкома немедленного включения миротворца.

Второе. Постепенное перетягивание одеяла актуальной темы. Об успехе пропрезидентского кружка в данном начинании лучше всего говорит невнятный комментарий лидера виртуальной президентской гонки Тимошенко, мол, такой закон надо было принимать. Кроме того, была пресечена на корню попытка бывшего соратника Юлии Владимировны, а ныне секретаря СНБО Турчинова пробежаться впереди паровоза с идеей замены АТО на что-нибудь другое.

Третье. Ребрендинг АТО действительно назрел, потому как лучшим способом продолжения низкорезультативного начинания является его переназвание.

Четвертое. Создание штаба всегда несет в себе элемент сверхполномочий, что в условиях рейтингового провисания как минимум не повредит. А наделение президента правом введения ЧП на отдельных территориях предоставляет конкретные механизмы регулирования консистенции электоральной массы. Даже если закон не удастся провести через Раду, о расширении полномочий всегда приятно поговорить.

И, наконец, пятое. Презентация закона, или даже только законопроекта трехсторонней переговорной группе в Минске может принести кое-какие бонусы хотя бы на внутреннем политическом рынке. Так как в перечне нормативных актов, предусмотренных Минском-2, подобный закон не значится, инициатива официального Киева практически со стопроцентной вероятностью будет встречена без энтузиазма, что позволит еще раз активно поэксплуатировать тему срыва переговоров противоположной стороной.

Запуск в дискуссионное поле достаточно громкого информационного повода можно рассматривать в качестве несомненного успеха президентского технологического штаба. Особенно на фоне долгожданного поездки главы государства в Соединенные Штаты и тревожной информации о том, что к телу самого визитер так и не будет допущен. А очередная несостоявшаяся встреча с Дональдом Трампом должна быть в информационном пространстве хоть чем-то компенсирована.

Дмитрий Михайлов