Провал операции "Антисовок", или Шпаргалка для кандидата

1864

С результатами социологических опросов по степени неожиданности может сравниться лишь женская логика, вернее то, как ее описывает стереотипическое сознание среднестатистического представителя электоральной массы.

Аналитическое объединение "Кальмиусская группа" решила озадачить участников социсследований вопросом: "Если бы это было возможным, вы бы хотели, чтобы Советский Союз возродился, и Украина была его частью?"

25,3% опрошенных, ничтоже сумняшеся, дали положительный ответ. Для сравнения – против высказались 68,08%, и еще 6,61% отнесли себя к разряду неопределившихся.

На 28-м году независимости легкую степень недоумения вызывает и сама постановка вопроса и полученные результаты. Даже 25% – чрезвычайно высокий показатель спустя столько лет после распада СССР. А если учесть, что положительный ответ на подобные вопросы в нынешней общественно-политической ситуации может быть расценен как явный признак неблагонадежности и часть граждан не решилась поставить галочку напротив слова "да" именно по этим мотивам, то реальное количество "возрожденцев" может оказаться на несколько процентов выше.

Результат работы социологов именно в данном направлении может быть не только занимателен, но и быть чрезвычайно полезным будущим кандидатам на президентский пост при формировании магистральных месседжей своих предвыборных программ.

При ближайшем же рассмотрении и постановка странного вопроса, и полученный неожиданный результат имеют логичное объяснение.

Сопоставление окружающей действительности с действительностью 30-40-летней давности конструкторами новой госидеологии взято на вооружение в качестве основного инструментария. Социально-экономическая ситуация складывается столь неблагоприятным образом, что правящему классу решительным образом нечего предъявить кроме пугала, извлеченного из подернутого паутиной сундука. С некоторой степенью условности основной месседж действующей власти можно сформулировать примерно следующим образом: "Если бы не мы, было бы еще хуже".

Но результаты социсследований демонстрируют достаточно высокий уровень неприятия подобной риторики, который фактически стал констатацией провала "операции «Антисовок»", несмотря на достаточно плотную агитационно-пропагандистскую работу и четырехлетнюю декоммунизацию.

Перед участниками антисоветского проекта стояла уникальная по простоте задача: соединение имеющихся социальных достижений – жилищное строительство, доступное образование и медицина, развитая сеть детско-юношеских учреждений – с преимуществами, которые при желании можно извлечь из рыночной экономики. (Именно по этому пути движутся наиболее развитые страны Европы, где доступное образование и здравоохранение, а также высокий уровень социальных гарантий относят не к признакам совка, а являются нормой жизни цивилизованного общества).

Выбор противоположного вектора развития (или деградации) – разрушение социальной базы, соединенное с теми «страшилками» капитализма, которыми, как оказалось, совершенно не безосновательно пугали советских граждан ведущие «Международной панорамы» в виде безработицы, коррупции, высокого уровня преступности и отказа государства от выполнения социальной функции - привело к весьма невзрачным результатам. Уговорить значительную часть населения, что рост тарифов, снижение реальной заработной платы, повышение пенсионного возраста и отстранение малоимущих от сложных медицинских услуг – это "остаточне прощавай" советской империи, а не признак управленческой беспомощности современной политической элиты, практически невозможно. А если взять во внимание фактическое урезание гражданских прав, введение элементов цензуры и использование в политической риторике инструментария времен охоты на "врагов народа", таких как политическое шельмование, навешивание ярлыков и применение практики двойных стандартов, то на фоне перестроечного совка с более высоким уровнем свободы слова и собраний современный антисоветский проект выглядит и вовсе неприглядно.

Отсюда ответы на еще один вопрос - «Как вам кажется, ваша жизнь и жизнь вашей семьи была лучше в советские времена, то есть до 1991 года?» - оказались для политических сил, подвизающихся на антисоветской риторике, еще менее утешительным. 43% ответили, что их жизнь была лучше. Еще более 16% не определились, то есть они не готовы считать, что в течение 27 лет произошли изменения к лучшему. Итого, около 60% не заметили "жодних покращень". И уговоры действующего главнокомандующего "снять черные очки" не имеют ни малейшего шанса на успех.

В качестве промежуточного вывода можно спрогнозировать, что битва с ветряными мельницам «совка», скорее всего, завершится для кандидатов в президенты примерно так же, как и для главного героя Сервантеса, никем не оцененный подвиг которого окончился валянием в пыли.

На вооружение будущим креативным штабам стоило бы взять и результаты раздела под заголовком "События и личности, которые влияют на единство страны", поскольку есть предчувствие. Что тема единства также не останется вне зоны внимания политических агитаторов.

Наивысший балл в роли объединителей получили спортсмены – почти 74% и эстрадные исполнители типа Русланы, Джамалы и Бумбокса – 64%. То есть возврат к практике использования звезд спорта и шоу-биза в предвыборных компаниях может оказаться продуктивным для тех, кто по деньгам потянет приглашение победителей Евровидения на собственные пи-ар-акции.

В топах – собирательный образ казака (66%) и Богдан Хмельницкий (60%), который также по большей части ассоциируется с человеком в шароварах и зипуне. Следовательно, национальный колорит останется актуальным в ближайшее время, и его использование в завоевании электоральных симпатий, как минимум, не повредит.

Абсолютным рекордсменом рейтинга объединителей является Тарас Шевченко – 84%. Однако совершенно непонятно, каким образом его персона может быть использована в политических игрищах помимо разве что изображений на 100-гривневых банкнотах.

Попытки политического паразитирования на темах ОУН-УПА и декоммунизации могут сыграть с кандидатами злую шутку. Рейтинг Степана Бандеры в списке персон, играющих объединительную роль – 26% (антирейтинг – 36,5%).

Вроде, не так уж и мало. Но на этот 25-процентный багаж претендует бесчисленное количество игроков от малочисленных секций по национализму до главы государства, пытающегося, как минимум, протолкаться во второй тур. Если такой кусок рейтингового пирога разделить на всех, то каждому достанутся крохи. Так что поданное действующим президентом в качестве генерального достижения новое армейское приветствие "Слава Украине" вместо старорежимного "Здравия желаю" вряд ли принесет сколь-нибудь значимые рейтинговые дивиденды.

Рейтинг УПА – 25%. Закона о декоммунизации – 23%. Ниже только у Ленина и Сталина – 11 и 10% соответственно. Впрочем, использование их образов в качестве позитивных персонажей на данный момент запрещено на законодательном уровне.

Вряд ли получится наскирдовать хоть что-то на языковом вопросе. Отмену закона о региональных языках объединительным мероприятием считает всего 17% участников соцопроса. Укрепить в вере уже имеющийся электорат, пережевывая языковую проблематику, возможно, удастся. Приобрести новые голоса – скорее нет, чем да.

За шесть с небольшим месяцев до выборов обобщенный образ представителя электоральной массы начинает постепенно вырисовываться. Данные опроса не дают представления, что могло бы его заинтересовать. Но вполне четко указывают на то, что его крайне мало интересует. Например, кандидаты, пытающиеся построить предвыборную агитацию на совково-антисовковой риторике и попытках затащить электоральные массы в исторические дебри, скорее всего, сумеют лишь завоевать утешительный приз за сверхусердия, принесшие наименьший результат.

Дмитрий Михайлов