Продолжат ли в Харькове строить метро?

4010

Когда примерно год назад в присутствии главы государства и фольклорного ансамбля открывалась станция метро «Победа», складывалось вполне устойчивое впечатление, что в деле харьковского метростроения поставлена эффектная жирная точка.

2016 год отметился двойным юбилеем: вводом в эксплуатацию 30-й станции и 50-летием с начала строительства метро. И как писал поэт в еще дометрополитеновскую эпоху: «Чего же боле?»

Однако быстрое привыкание к хорошему способно заряжать не только биологические, но и социальные организмы некоторыми надеждами на продолжение банкета.

Кредитный комитет Европейского банка реконструкции и развития принял решение одолжить Харькову на продолжение строительства третьей линии метро 160 миллионов евро. Средства планируется освоить на сооружение станций «Одесская» и «Державинская», появление которых в первой столице еще не столь давно относили по большей мере к антинаучной фантастике.

После позитивных сигналов, поступивших из офисов ЕБРР, в рубрике «актуально» остается, пожалуй, два магистральных вопроса:

- хватит ли денег?

- когда ожидать открытия?

Наиболее правильным ответом в сформировавшихся за последние четверть века социально-политических и экономических условиях было бы: а Бог его знает. Но кое-какие размытые прогнозы все же можно сформулировать, опираясь на уже имеющийся опыт (во всяком случае, говорить об изменении устоявшихся тенденций нет ровным счетом никаких оснований).

Согласно данным, которые городская власть распространяла в средствах массовой информации в 2010 году, стоимость отрезка от станции «Метростроителей» до «Одесской» должна была составить 1,35 миллиардов гривен, что по тем временам равнялось приблизительно 120-ти миллионам евро.

Позднее ЕБРР выразил готовность выделить на строительство нового участка 202 миллиона евро. То есть следует отметить, что цифры имеют, условно говоря, плавающий характер.

Также существенным фактором, влияющим на окончательную стоимость проектов, могут стать переносы сдачи станций в эксплуатацию, что для местного метростроения стало вполне традиционным.

Для формулировки ответа на вопрос «Когда?» следует привлечь методологию премьера-антипопулиста Гройсмана, согласно учению которого прогнозы бывают оптимистическими, пессимистическими и реалистическими.

По существовавшим ранее проектам «Державинская» и «Одесская» должны были вступить в строй еще в 2014 году. То есть их строительство планировалось начинать, в оптимистическом варианте, не позднее 2010-2011 годов, в реалистическом - где-нибудь в конце 90-х.

В данной параллели реальности есть оптимистическое желание начать строительные работы в 2017-м. И оптимистически завершить – к 2020-му. Но планы, как и суммы, тоже имеют плавающий характер. Авторы «Государственной программы строительства и развития сети метрополитенов Украины на 2011-2020 годы» рассчитывали, что к этому строку будут сданы 5 станций - «Победа», «Одесская», «Державинская», «Площадь Урицкого» и «Дружбы народов». Первая – уже есть. Но о двух последних даже речи на современном этапе не ведется.

В целом же наблюдается парадоксальная тенденция: чем ближе человечество к техническому совершенству, тем труднее реализуются планы по развитию харьковских метросетей. За первые 20 лет строительства была введена в эксплуатацию 21 станция. За последующие 30 лет – 9.

Первая очередь Алексеевской линии («Метростроителей» - «Научная», используются современные названия) должна была начать пассажироперевозки в 1990 году. Но праздник отодвинули на 5 лет.

Отрезок от «Научной» до проспекта Победы планировалось сдать одним «траншем» в 1993-м. Получилось тремя порциями – с 2004-го по 2016-й.

Рекордсменами по долгострою стали «Алексеевская» и «Победа». С момента разработка строительных площадок в 1984-м до открытия первой прошло 26 лет, второй – 32 года.

Сверхоптимистичный проект предполагает открытие к 2031 году еще десяти станций. В 2019-м ожидалось ввод в эксплуадацию станции до площади Ирины Бугримовой. Без ее запуска невозможно будет дальнейшее развитие Салтовской линии и в северном направлении, где запланировано строительство станции «Дружбы народов». К 2031 году планируется открытие четырех станций 4-й Салтовско-заводской линии.

Но если выдерживать темпы позднего периода метростроения – одна станция в шесть лет – то две перспективные станции «Державинская» и «Одесская» появятся в 2022-м и 2028-м годах, что следовало бы отнести к разряду прогнозов реалистических. После этого тема метростроя может быть вообще закрыта, а решение вопроса пассажироперевозок переориентировано на развитие иных способов перемещения в пространстве. Прежде всего, это может быть продиктовано стабилизацией численности населения города. Если с периода послевоенной реконструкции до открытия первой линии количество жителей увеличилось в 7 раз, то последние лет 35 численность горожан находится приблизительно на одном уровне без каких-либо намеков на стремительное увеличение.

Андрей Кравченко