Премьер Гройсман и то, чего нельзя допустить

1915

Вместо эпиграфа

"Нет… На это я пойтить не могу. Мне надо посоветоваться с шефом… С Михал Иванычем…"

(к/ф "Бриллиантовая рука", 1969 год)

 

Пока потенциальные кандидаты в президенты из провластного лагеря пытаются привнести дух романтизма в грядущую избирательную кампанию, лидирующий во всех социологических опросах оппозиционный (бывший провластный) кандидат пытается побольнее надавить на мозоли, отвечающие за включение у среднестатистического представителя электоральной массы функции мелкого меркантилиста. Появившиеся в некоторых местностях плакаты от Юлии Тимошенко с надписями "Гарантирую: цена на газ для населения будет снижена" резко диссонируют с набором магистральных лозунгов претендента на второй срок "Армія, мова, віра" или бывшего премьера Яценюка "Мова, кіно, пісня". Подобные приемы в политике сравнимы с ударами ниже пояса: запрещенные в драке джентльменов, однако вполне разрешенные в боях без правил.

Планы достичь снижения цены за счет использования для нужд населения газа собственной добычи – принципиально не новы. В свое время о невысокой себестоимости отечественного газа рассказывали бывшие "фронтозминовец" Арсений Яценюк и "бютовец" Александр Турчинов.

По версии Яценюка образца 2013 года, население потребляло 18 млрд кубометров газа, а страна добывала 20 млрд кубов. Стоимость газа собственной добычи составляла от 70 до 100 долларов или от 1960 до 2800 гривен по нынешнему курсу. (Напомним, что в октябре 2018-го кабмин установил цену на газ для населения на уровне 8550 грн. за тысячу кубометров, то есть в 3-4,3 раза выше данных, распространяемых ранее Яценюком).

Действующий премьер Владимир Гройсман (хотя сам он пока не заявлял о своих претензиях на президентское кресло, в силу чего – казалось бы – все в этом мире для него должно быть фиолетового цвета) отреагировал на перспективы снижения цены на газ крайне жестким заявлением: "Этого нельзя допустить".

Хотя следует заметить, что повышенная степень возбудимости при отстаивании максимально высоких цен не всегда была присуща действующему главе правящего кабинета. Еще совершенно недавно премьер смотрел на вопросы газового ценообразования совершенно под иным углом.

Едва ли не первой акцией Владимира Гройсмана на премьерском посту в апреле 2016-го стало повышение стоимости газа для населения. Социальная норма – 3600 грн. за тысячу кубов, при расходе не более 200 кубов в месяц – ушла в небытие. Для всех категорий потребителей была установлена единая цена - 6879 грн. за тысячу кубометров.

Столь стремительное повышение сопровождалось премьерским заявлением от 27 апреля 2016-го:

«Убежден в том, что мы в этом вопросе сегодня поставим точку, и это будет последнее изменение цены на газ в жизни нашего государства».

Достаточно быстро приобретя обыкновение рассуждать на различные темы в режиме "если бы да кабы", премьер даже заговорил о стремительном снижении цены на газ.

В сентябре 2017 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что цены на природный газ значительно снизятся после увеличение добычи до уровня самообеспечения. А произойдет это до 2020 года.

"В 2020 году мы сможем перейти к совершенно другому формированию цены на украинский газ. Он станет значительно дешевле, чем сейчас. Он станет дешевле не на месяц и не на два, а раз и навсегда. До 2020 года Украина сможет выйти на такой уровень добычи газа, который позволит покрыть нужды коммунальной теплоэнергетики и населения". (Владимир Гройсман, сентябрь 2017 года).

Вскоре премьер подошел к конкретизации вопроса о снижении цен: не только в скромные 2 раза, которые накануне избирательного рывка "гарантирует" Юлия Тимошенко, но и в 3 раза.

"Я вижу, что в течение нескольких лет мы выйдем на полное обеспечение собственным газом Украины, и это будет означать, что мы начнем системное снижение цен на газ. Это будет правильным шагом. Мы увеличили добычу собственного газа и будем это делать и в 2018, 2019 и 2020 годах. Правильные меры по энергосбережению могут снизить счета в 2-3 раза". (Владимир Гройсман, 28 февраля 2018 года).

Правда, футурологические выкладки действующего премьера несколько расходились с принципами формальной логики.

По данным кабмина, в 2017 году общее потребление газа в стране составило около 28,5 млрд кубометров газа.

В Украине в том же году добыли 20,5 млрд кубометров газа. Затянувшее до предела пояса население израсходовало 12,5 млрд кубометров.

То есть уже на данный момент собственная добыча значительно перекрывает потребности населения. Газовики продают газ населению и части промышленных предприятий со сверхприбылью более 200%.

Подобную норму прибыли наиболее ярко иллюстрирует высказывание одного из классиков экономической науки:

"Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".

Если верить данному высказыванию эксперта, то выгодоприобретатели от газодобычи уже давно перешагнули отметку попирания всего человеческого. Но это не более чем субъективная оценка автора афоризма.

Предположим, что через N-ое количество лет добыча и потребление сравняется. Это может произойти как за счет увеличения добычи, так и за счет сокращения потребления. Например, за счет энергосберегающих технологий страна выходит на уровень потребления равновеликий современной добыче. Возникает вопрос: почему продавцы газа должны будут отказаться от сверхприбыли и снизить цену с 300 долларов до 150 или 100? И почему они не могут делать этого уже сейчас?

В общем, промежуточный вывод пока один: отвечающие за газовый сектор специалисты кабмина обучались явно не в математической школе.

Еще раз возврат к жанру утешительной риторики был совершен в июле 2018-го

"Как только мы откажемся от импорта, мы сразу решительно снизим цены на газ и не будем находиться под влиянием международной конъюнктуры цен на газ". (Владимир Гройсман, июль 2018-го).

Рассуждения о неотвратимо наступающем "светлом будущем" продолжались до тех пор, пока в премьерском креативном штабе не родилась новая формула: "Рост цены на газ сделает Украину сильнее".

С таким же успехом можно было бы сказать: "Рост цены на гантели сделает атлета сильнее". Но низкий уровень концентрации логики в публичных заявлениях за последние годы стал одной из коронных фишек отечественного политикума.

"Так пришлось, что на мою долю выпадает то, что должны были сделать давно. Но сейчас должен принимать это решение я. И передо мной стоит выбор - либо уйти от ответственности и пойти чередой популизма, который для нашей страны печально известен, или принимать решение, которое в принципе сделает Украину сильнее". (Владимир Гройсман, сентябрь 2018 года).

Достаточно примитивная попытка перевода стрелок на "папередников" крайне слабо коррелируется с заявлениями образца 2016-го о последнем повышении цены на газ в истории страны. Но как говаривал один из крайне наблюдательных людей: не меняются только идиоты и трубы центрального отопления. Кто-то называет это стратегической беспринципностью, хотя правильнее было бы вести речь о тактической гибкости. Тем более что в качестве морковки на шестке впереди маячит небольшой кредит от МВФ, который якобы невозможно получить без значительного увеличения коммунальных тарифов. Причем деньги нужны чем срочнее, тем лучше, так как месяцев через пять члены действующего кабмина уже не смогут принять участия в делении очередного транша в связи с изменением места трудовой активности.

Екатерина Павловская