Особенности национального кризиса. Украинцы богатеют, чиновники беднеют

2680

(Социальная драма с элементами доброй иронии)

Эпоха социальной справедливости наступает на наших глазах. Малообеспеченными становится быть выгодно, топ-чиновниками государственных компаний – не очень.

Рассмотрим ситуацию на примере национальной компании «Нафтогаз Украина». По итогам 2020 года «Нафтогаз» выплатил членам наблюдательного совета 14 миллионов гривен.

В частности, услуги главы наблюдательного совета Клер Споттисвуд оценены в 3,5 млн грн. Это примерно 292 тысячи гривен в месяц.

Остальные члены набсовета из средств государственного предприятия получили следующие суммы:

Людо Ван дер Хейден – 3 млн грн.;

Бруно Лескуа – 3 млн грн.;

Наталья Бойко – 2,3 млн грн.;

Амос Хохштайн – 2 млн грн.

Но не спешите восклицать – «ого!». Все познается в сравнении.

Оплата высокоэффективного труда членов наблюдательного совета стремительно сократилась по сравнению с предыдущими годами – более чем в два раза.

В 2019 году «Нафтогаз» направил на оплату услуг членов наблюдательного совета 29,4 млн грн., в 2018 – 29,3 млн грн.

В начале февраля 2020 года исполнительный директор Офиса реформ Кабинета министров Антон Ященко сообщил, что средний размер вознаграждения членов наблюдательных советов в большинстве государственных предприятий Украины составляет 1,2 млн грн. в год.

В крупнейших компаниях, таких как «Нафтогаз» или «Укрзалізниця», зарплаты членов набсоветов могут достигать 6-8 млн грн. в год.

Однако абсолютные показатели не столь красноречивы. Если перейти на язык процентов, то картина окажется совершенно иной.

Возвращаясь к первоначальному примеру, заработная плата членов набсовета сократилась на 52%.

Параллельно у малообеспеченных слоев населения дела идут стремительно в гору.

В конце 2018 года минимальная заработная плата в стране составляла 3 723 грн. С 1 января 2021 года минималка вышла на уровень 6 000 грн. Калькулятор нам в помощь. За рассматриваемый период рост минималки составил 61%.

Один из основных признаков слаборазвитых государств является значительный разрыв в доходах между самыми бедными и самыми богатыми. Ранее был популярным такой термин, как «латиноамериканская модель». В некоторых государствах данного континента наблюдалась примерно следующая социальная картина: 5% гипербогатых, 10-15% - так называемый средний класс, причем принадлежность к среднему классу могла начинаться с наличия холодильника и телевизионного приемника, и 80-85% феноменально бедного населения, доходов которого не всегда хватает на питание.

Стоит обратить внимание на среднюю заработную плату по Украине. Если на конец 2018 года она составляла около 9 200 грн. или около 340 долл. по курсу на тот момент, то в конце 2020-го этот показатель вырос до 420 долл.

Да, можно рассказывать, что рост заработной платы практически без остатка съедается ростом коммунальных тарифов, цен на продукты и предметы первой необходимости.

Да, можно делать замечания, что даже в самых слабых государствах Европы средние доходы населения в разы выше. Например, по официальным сведениям венгерского Центрального статистического управления, средняя зарплата в стране в 2020 году составляла 1240 американских долларов. 

В странах Прибалтики ситуация немногим лучше: в Литве средняя заработная плата составляет 1455 евро, в Эстонии – 1441 евро, в Латвии – 1147 евро. 

На отечественном примере наблюдается картина стремительного социального выравнивания. При этом параллельно  начинает соблюдаться принцип распределения доходов в зависимости от эффективности деятельности.

По данным издания biz.liga.net, убыток компании «Нафтогаз» в первом полугодии 2020 года составил 11,5 млрд грн. 

Убытки компания понесла, несмотря на крайне высокую цену на газ для потребителей. По данным, которые претендент на пост вице-премьера Юрий Витренко сообщил в интервью «Радио Свобода», себестоимость газа собственной добычи составляет примерно 2600 гривен за тысячу кубометров. А цена, по которой газ отпускается населению (без учета транспортировки) – почти в три раза выше – 6990 гривен.

Например, по данным того же издания, убытки иной крупной государственной компании «Укрзалізниця» за первое полугодие 2020-го составили всего 8,8 млрд грн. Поэтому и доходы в соответствующих структурах могут быть немногим выше.

По данным народного депутата от «Слуги народа» Ольги Василевской-Смаглюк, с начала 2018 года по первую половину 2020 года член набсовета «Укрзалізниці», гражданин Турции Аджунер Шевки, заработал 13,8 млн грн. Член того же набсовета Кристиан Кун получил 11,7 млн грн.

Все справедливо: кто лучше работает, тот больше зарабатывает.

Возвращаясь к минимальщикам, стоит отметить, что с 1 июля 2021-го их доходы еще значительно возрастут – почти на 10%. Но не факт, что это же можно будет сказать о заработных платах топовых менеджеров.

Дмитрий Михайлов