Операция "Аплодисменты", или Хитрый план Авакова

2747

Вместо эпиграфа

- Василий Иванович, а ты армией командовать могёшь?

- Могу.

- А фронтом?

- Могу, Петька, могу…

- А всеми вооруженными силами республики?

- Малость подучиться, смогу и вооруженными силами!..

(х/ф "Чапаев", 1934 год)

 

Пребывавший длительное время в информационном подполье (если не считать вести с полей в фейсбучике) министр внутренних дел Аваков за пару недель выдал на-гора сразу два интервью крупным отечественным изданиям. Если первое под смелым заголовком "Я не подчиняюсь Петру Порошенко. Нам нужна парламентская республика" стало украшением рубрики "Реформы на марше", то второе, с несколько абстрактным для тех, кто не в теме, заголовком "У меня есть план. Условно, взять сначала отдельно Горловку" призвано было продемонстрировать полет творческой мысли интервьюируемого и его способность формулировать любые ответы на любые вопросы.

Правда, попытка включить геополитика и выдать рецепт разрешения кризиса на востоке страны породила некоторые противоречия между оригинальностью мышления и объективной реальностью.

Используя базовое для отечественной политической риторики понятие "миротворцы", глава МВД разработал собственную концепцию распространения центральной власти на ныне неподконтрольные районы Донецкой и Луганской областей step by step.

Так как соревноваться в стиле изложения с министром дело практически безнадежное, приведем цитату: "У меня есть свой план. Он называется "тактика мелких шагов, которым аплодируют все". Я не считаю, что реинтегрировать можно сразу всю территорию оккупированного Донбасса. "Голубых касок" столько нет – на всю территорию. Поэтому я предлагаю, условно говоря, взять сначала отдельно Горловку или Новоазовский район.

План такой: заходят миротворцы и встают на границе условного города Горловка или сельского Новоазовского района. Границу с оккупированной территорией сразу берут под контроль и "голубые каски", и украинские пограничники. Внутрь этой вернувшейся в Украину территории заходят органы украинской юстиции и проводят выборы по нашему закону".

Далее, по версии, министра, начинается восстановление инфраструктуры и повышение качества жизни людей – "пришли, восстановили подачу воды, горячей воды, электроэнергии, восстановили нормальную школу, начинаем выдавать нормальные украинские паспорта, амнистия, принятие закона о коллаборантах и поражение в правах".

Каждый шаг по пути к намеченной цели сопровождается виртуальными аплодисментами, что, очевидно призвано отображать некоторую склонность министра к театральщине.

Некоторые натяжки в плане достаточно очевидны (хотя, авторы, скорее всего, не на частностях делали упор).

Заход миротворцев на неподконтрольные территории в рамках операции "Аплодисменты" возможен только в одном случае - если противник добровольно примет решение оставить удерживаемые под контролем территории. Противоборствующие стороны должны договориться, что под контроль миротворческих сил перейдет не вся проблемная территория, а лишь некоторая часть, которая станет полигоном для социально-политического эксперимента по выше указанной схеме: "пришли, восстановили подачу воды, горячей воды, электроэнергии, восстановили нормальную школу, начинаем выдавать нормальные украинские паспорта". Есть ли при этом у авторов проекта представление о ситуации с водоснабжением, подачей электроэнергии, горячей воды и школьным образованием в той же Горловке – вопрос из разряда риторических. Означает ли наличие в Горловке электричества необходимость установки дополнительных гирлянд? Что подразумевается под понятием "нормальные украинские паспорта"? Будут ли они еще более нормальными, чем те, которые уже есть у жителей взятой для примера Горловки? Почему иные крупные города – Славянск и Краматорск, которые уже давно находятся под контролем центрального правительства, не удалось сделать площадкой демонстрации качественного социально экономического прорыва? Ведь именно демонстрация преимуществ, достигнутых за счет эффективной работы действующей власти, декларируется в качестве основного элемента операции "Аплодисменты". И наконец, кто и как будет оценивать – удался эксперимент или нет? Каковы критерии успешности эксперимента? А если результаты эксперимента окажутся неудовлетворительными, то на этом реинтеграция прекращается? Нет ответа.

В подобных случаях, как правило, припоминается бородатый анекдот про филина, который мышам советовал стать ежиками, а на вопрос "Как это сделать?" отвечал: "Я - не тактик, я - стратег".

С определенностью можно лишь сказать, что глава МВД вопреки формальным установкам президента, который выступает за четкое и последовательное выполнение минских соглашений, честно и открыто выступает против таковых. 

По его версии, "никаких там "народных милиций", как они себе придумали, никаких там своих дополнительных прокуратур и судов", каковые действующий глава государства предусмотрел в примечании к 11-му пункту, быть не должно.

Крайне невысокий уровень возможности претворения подобного плана в жизнь указывает, что именно данный аспект разработчиков беспокоил если не в последнюю, то отнюдь не в первую очередь. Гораздо с большим успехом выполнена задача презентации докладчика с лучшей стороны, для чего одна из наиболее актуальных проблем вполне обоснованно была выбрана в качестве фона. Патриотичен, но не до фанатизма. Радикален, но не склонен к излишней поспешности. Скромен, но и от аплодисментов не бегает. Как любой революционер склонен к запретам и ограничениям, на что указывает план поражения в правах жителей неподконтрольных территорий, но вместе с этим готов идти навстречу народным чаяниям, так как именно идея ущемления в правах инакомыслящих на данный момент пользуется высокой популярностью в среде ширнармасса. С такими отменными характеристиками впору идти за первым сроком (в хорошем смысле данного словосочетания). И если в будущем списке кандидатов появится и фамилия действующего министра, это будет даже не изюминкой, а целой горстью изюма в предвыборный замес.

Екатерина Павловская