Красиво жить не запретишь

2811


Вместо эпиграфа.

У нас будет столько монет, что нам хватит на еду, мы сможем купаться в них и швырять их в воду…
(Роберт Стивенсон, «Остров сокровищ», монолог сквайра Трелони)

 Воспринимаемое изначально как доброе пожелание - с мечтательным выражением лица, глядя на звезды с причитаниями «Ах, вот уж если бы…» - двукратное повышение минимальных зарплат становится объективной реальностью прямо на глазах у изумленной публики.

Определенную тревогу за судьбу проекта подпитывали одобрительные заявления главы государства, запомнившегося избирателям тем, что большая часть его предсказаний сбывается с точностью до наоборот.

«С 1 января 2017-го в Украине не будет ни одного работающего человека, который получает меньше 3200 гривен» звучало примерно так же, как «Записывай, с 26 мая…»

Но вчерашнее решение Кабмина утвердить бюджет на будущий год с повышенной «минималкой» и передача оного в парламент для второго чтения становится фактически точкой невозврата.

(«Игры математического разума», наталкивающие на парадоксальные выводы о росте «минималки» со 152 долларов в 2013 году до 125-ти три года спустя пока отодвинем в сторону, ибо нельзя двигаться вперед, глядя назад.)

Ситуация, при которой у кого-то поднимется палец нажать на красную кнопку во время голосования в сессионном зале, представляется малореалистичной. Охотников быть выставленными на всеобщее обозрение в качестве пожирателя народных благ с демонстративным избиением по сусалам е-декларациями – вот вам особняки, вот вам латифундии, вот вам вино стоимостью как почка среднестатистического избирателя, вот вам чемодан Александра Ивановича Корейко под кроватью – практически нет.

Лидер Радикальной партии требовал повышения минимальной зарплаты до 3000 еще в августе 2015-го.

В «Оппоблоке» предлагают 4500, но вряд ли это может стать весомым обоснованием, чтобы не голосовать за 3200.

Критика от Юлии Тимошенко, сводящаяся к одному тезису «как же так, директор школы и уборщица будут получать одинаковую зарплату?» более походит на попытки расшевелить жабу-душительницу в ранимых душах обывателей.

Так что деваться оппозиционерам некуда, проголосуют как миленькие (вернее, социально ответственные). Это, помимо обретения главой правящего Кабмина славы премьера-благодетеля, открывает окна возможностей для протягивания пакетом иных кабминовских бюджетных заготовок, что позволяет апологетам конспирологии поговаривать полушепотом о наличии «Хитрого плана Гройсмана».

Развернутое силами экспертного сообщества обсуждение столь резкого скачка «минималки» позволяет сделать два полярных вывода: либо премьер действительно достиг сверхпросветления, недоступного местным интеллектуальным элитам, либо посылаемые им сигналы поступают из параллельной реальности, где человечество приблизилось к победе коммунизма и деньги носят исключительно символическое значение.

Для наведения резкости при рассматривании проекта сквозь микроскоп ожиданий следует хотя бы приблизительно определиться с тем, что обязательно произойдет, и тем, что не произойдет ни при каких уверениях, заверениях, заклинаниях и танцах с бубном.

Значительная часть существующих норм привязана к минимальной заработной плате. А, следовательно, если не будет внесено соответствующих изменений в нормативную базу, в два раза возрастут:

- некоторые штрафные санкции (что, в принципе, никак не отображается на законопослушных гражданах);

- минимальный размер судебного сбора по незначительным делам (тоже не критично, ибо не судитесь, да не судимы будете);

- стоимость лицензий;

- ряд налогов и социальных взносов для предпринимателей;

Некоторые неприятные ощущения могут испытать получатели субсидий, в семьях которых есть официально нигде не оформленные лица. Приписываемый им условный доход в виде двух «минималок» автоматически возрастает с 2900 гривен до 6400.

Зато депутаты и чиновники смогут не указывать в е-декларациях часть активов, так как нижняя предельная планка для них поднимается в два раза, что хоть как-то снимет социальное напряжение. (Классовое чутье и стремление к социальной справедливости еще никто не отменял. И не отменит.) Также появится возможность вернуться к вопросу повышения денежного довольствия народных депутатов, зарплаты которых при недавнем сорвавшемся повышении привязывались к «минималке».

Что не произойдет.

Предположения президента о том, что «минимальная заработная плата в 3200 гривен поможет увеличить поступления в местные бюджеты на 7 миллиардов гривен» скорее следует отнести к рубрике «А вдруг». Равно как и намеки на то, что полноводная денежная река устремится в иссыхающее болотце Пенсионного фонда. Рост теневого сектора, по данным Минэка, с 32% до 47% за первые год-полтора после смены правящего режима определенно указывает на низкий уровень стремления частного сектора расставаться с деньгами в пользу государства и на его повышенную способность приспосабливаться к любым неблагоприятным условиям.

Далеко не праздным представляется и вопрос, откуда возьмутся деньги на шикарный социальный банкет в убогих экономических условиях. В значительной степени расходы на повышение минимальной зарплаты покрывает резкое сокращение субсидий для оплаты коммуналки. По данным Минсоцполитики, официально в Украине минимальную зарплату получают 3,7 миллиона человек. И только 1,1 миллиона человек - бюджетники. Годовая цена вопроса по данной категории составит 23 миллиарда гривен. Однако еще столько же, если не больше, потребуется, чтобы подтянуть тех, кто получает больше нынешней «минималки», но менее грядущей (от 1450 до 3200 гривен). По версии ряда критиков проекта, недостатки денежной массы могут быть легко восполнены за счет увеличения интенсивности работы печатного станка. Сопутствующее данному процессу обесценивание купюр может изрядно подмочить всю идею. Но при проявлении высокого класса политической гибкости отдельные недостатки можно списать на неблагоприятный инвестиционный климат и злые козни популистов.

Более предметно с основными результатами дерзкого эксперимента можно будет ознакомиться лишь в течение первого полугодия после старта, когда оценочные суждения приобретут более-менее конкретные очертания. Макропоказатели бюджета предусматривают рост ВВП на 3-4%, инфляцию на уровне 8,1%, уровень безработицы 8,6% и курс гривны на уровне 27,2 грн. за 1 доллар. Если все пойдет как по маслу, которым была написана сия дивная картина, то фразу «Я вам покажу, что такое управление государством» премьер-антипопулист сможет смело разместить на своем фамильном гербе. Если рост валового внутреннего продукта будет расти как в году уходящем (то ли на полпроцента, то ли на полтора, то ли вверх, то ли вниз), инфляция составит процентов 50, а курс свалится до 35-40 за доллар, то такие реформы сможет проводить и упомянутая выше уборщица, сравнявшаяся по зарплате с директором школы.

Дмитрий Михайлов