Как стеклопластик над Парижем

3240

Согласно одной из авиаторских легенд, в 1908 году французский пилот Огюст Фаньер совершил показательный полет над Парижем. Воодушевленный этим мероприятием известный меньшевик Мартов написал в газете «Искра», что царский режим летит в пропасть так же быстро, как Фаньер над французской столицей. Нежелание читающей публики вникать в детали породило популярное до недавних пор высказывание «пролететь как фанера над Парижем».

В эпоху «после постмодернизма», особенно с исчезновением такого вида прикладного искусства, как выпиливание лобзиком, фанера практически утратила актуальность, уступив рынок более высокотехнологичным материалам.

Сайт официальной газеты Верховной Рады «Голос Украины» со ссылкой на директора Харьковского авиационного предприятия Александра Кривоконя сообщил о размещении на территории бывшего гиганта отечественного самолетостроения цехов по производству – внимание! –  пластиковых окон. Ситуация вполне приемлемая для размещения в рубрике «Что бы это значило?»

Потребители информпродукта со стажем помнят, что во времена перестройки существовало такое популярное понятие как конверсия. Расплодившиеся в избытке по территории бывшего Союза заводы военпрома и смежные с ними предприятия резко начали переводить на выпуск остродефицитного ширпотреба – кастрюль, прищепок, крышек для консервации овощей и так далее. Пусть с опозданием на три десятка лет конверсия добралась и до наших широт, что следует признать делом архиважным и архинужным. Особенно если оглянуться на историю харьковского завода и всего отечественного авиапрома.

Едва успев открыться в конце 30-х годов XX века, харьковский завод начал штамповать летательные аппараты с тем же повышенным уровнем энтузиазма, с каким пекарня выпекает пирожки.

Чтобы не застрять в исторических дебрях, для примеров возьмем четверть века до исторического перелома и четверть века после.

С 1963 по 1985-й было выпущено 972 реактивных пассажирских самолетов Ту-134. То есть по 42 штуки в год. Параллельно с этим в 60-е завод произвел 166 Ту-124.

С 1980-го по 1991-й велась кое-какая работа по изготовлению стратегических крылатых ракет.

С 1983 до установления независимости со «стапеля» сошло 80 Ан-74. Или примерно по 10 штук в год.

Но с 90-х предприятие переходит в режим «як пороблено». В 1999-2008 годах выпущено всего 26 АНов. А к числу наиболее запоминающихся достижений следовало бы отнести строительство в течении четырех лет (2005-2009) самолета для Муаммара Каддафи, если бы ливийский диктатор не был вычеркнут из списка рукопожатых относительно недавними политическими изменениями в африканской стране.

Справедливости ради стоит отметить, что весь отечественный авиапром недалеко оторвался от харьковского предприятия. (Как ни крути, а с психологической точки зрения, переживать индивидуальную депрессию в атмосфере всеобщего стресса не столь обидно).

В мире не так уж и много государств, имеющих собственную авиационную промышленность, которая является определенным индикатором уровня развития страны. США, Великобритания, Франция. Италия, Китай, Канада... В основном страны из большой семерки. В данный, не побоимся этого слова, элитарный клуб входит и Украина. Или входила - пока не совсем понятно. Кое-какие возможности зацепиться за группу лидеров появились в нулевых, когда самолетами украинского производства активно интересовался пребывающий под санкциями Иран. В 2008 году предприятия Украины и Ирана подписали так и оставшийся на бумаге меморандум о намерениях по приобретению и сборке на иранской территории до 50 самолетов Ан-148.  Но после смягчения санкций иранский рынок стали делить Boeing и Airbus, уже в конце нулевых подвергнув крайне жесткому сомнению сформулированный товарищем О. Бендером лозунг «заграница нам поможет».

Постепенно ситуация в местном авиапроме начала напоминать историю, рассказанную авторами перестроечной кинокомедии «Время летать», действие которой разворачивалось в локациях аэропорта, где было все необходимое: взлетно-посадочные полосы, пассажирские терминалы, сами пассажиры и пилоты, буфет и диспетчеры, передающие сообщения по громкоговорителям. Комедийная оставляющая заключалась в том, что самолеты не взлетали и не совершали посадок.

В 2016 году в одной из авиастроительных держав не было выпущено ни одного самолета. Так что в подобных условиях частичное перепрофилирование площадей авиапредприятий для выпуска пользующихся устойчивым спросом у населения пластиковых окон – тоже успех. При определенной подаче такой вид производства тоже можно отнести к высоким технологиям. В любом случае это гораздо лучше одной из версий стратегических партнеров, согласно которой «Украина должна стать сельскохозяйственной сверхдержавой» (Джеффри Пайетт, февраль 2016 года). Ведь помимо несомненно ценного умения делать и принимать комплименты, существует и суровая реальность, в которой не существует супердержав с определением «сельскохозяйственные». А при грамотном подходе к делу можно взлететь не только на фанере, но и на стеклопластике. Ну, или хотя бы попробовать разбежаться.

Дмитрий Михайлов