Как поделить Харьковскую область?

12334

Рано или поздно перед амбициозным политиком встает вопрос, какое наследие после себя оставить грядущим авторам агитационных работ для широкого круга читателей.

Главнокомандующий практически уже занес ногу перед триумфальной аркой истории, держа в одной руке безвиз, в другой – томос. Гиперлуп предусмотрительно застолбил за собой министр инфраструктуры. Глава министерства внутренних дел навсегда останется в анналах политической публицистики как изобретатель термина "долбаные шахматы" и так далее.

С каким багажом собрался в историю действующий премьер, до недавнего времени было не совсем понятно, хотя на размышления ему оставались считанные месяцы.

Контуры главного свершения на ответственном посту начали обозначаться лишь на днях – глава кабмина заговорил об административно-территориальной реформе с переходом на трехуровневую систему: территориальная громада – район – регион. То, что ныне действует точно такая же система, в принципе, не имеет значения, так как наполнение старых форм новым содержанием – это тоже искусство.

Базовой идеей грядущей реформы должно стать значительное сокращение количества районов.

Пребывающим в полном неведении относительно административно-территориального деления страны сообщаем, что на данный момент наименьшей территориальной единицей является территориальная громада – сельская, поселковая, городская. С недавних пор начали формироваться так называемые объединенные территориальные громады – три, пять, десять сельских-поселковых громад (советов) по каким-то своим внутренним причинам объединяются в единую громадищу. Что в принципе никак не меняет общей картины. Громады объединяются в районы. Районы – в область.

Замахиваться на границы областей премьеру Гройсману вряд ли позволят, так как возможное присутствие в среде губернаторов вотчинного сознания нельзя сбрасывать со счетов.

А вот районный передел вполне может приветствоваться главами регионов, так как делать все равно что-то надо. Конечно, можно попробовать сдвинуть реальный социальный сектор в каком-нибудь перспективном направлении. Но для этого нужны хоть какие-то деньги, которых в условиях хронического экономического дискомфорта всегда в обрез. Затраты на перекройку административных границ хоть и не дойдут до социально незащищенных слоев населения, зато менее масштабны и приводят к поразительно наглядному результату. Вот были такие районы, а теперь эдакие.

Следуя логике создания объединенных громад, премьер предлагает районы укрупнять. 490 имеющихся в наличии районов – это много. 100 будет в самый раз, утверждает глава кабмина, так как и число круглое, и вообще.

В данном месте, критики, уже выстроившиеся в очередь, могут припомнить один из наиболее популярных в современном отечественном политикуме старый одесский анекдот о том, что когда в учреждениях психологической реабилитации падали доходы, там не кровати двигали, а меняли персонал.

Но метод кадровых перестановок уже использовался и неоднократно. Следует напомнить, что действующий правящий кабинет – уже третий после смены политического режима в феврале 2014-го. И если замена персонала не привела к позитивным изменениям, то почему бы не испробовать и перестановку мебели.

В этой связи ключевым вопросом становится не "надо не надо?", а "как оно все будет выглядеть по-новому, в укрупненном варианте?"

Например, для Харьковской области, в которой ныне 29 районов.

С арифметической точки зрения, реализация премьерского плана приведет к тому, что в области должно остаться 6 районов.

Шансы на выживание примерно, как в американской рулетке с пятью заряженными ячейками в барабане и одно свободной.

Не факт, что во всех райцентрах возрадуются перспективе утраты малого "столичного" статуса.

У некоторых районов – Коломакский (несмотря даже на то, что в тех краях избирали самого Мазепу), Зачепиловский, Кегичевский, Боровской и подобные – в силу малочисленного населения и небольших размеров райцентов шансов на выживание в "системе Гройсмана" практически нет.

Между иными центрами должно разгореться нешуточное соперничество.

Попробуем сделать прогноз от себя: если что победят Лозовая, Красноград, Балаклея, Купянск, Чугуев и Дергачи. Это не догма. Это версия.

А для любителей перекройки административных карт небезинтересным может показаться краткий исторический экскурс в передел Слобожанщины.

В XVII – первой половине XVIII века административно-территориальные единицы на  Слобожанщине именовались полками. Всего таковых было 5: Харьковский, Ахтырский, Сумской, Изюмский и Острогожский.

В 1965 году по указу Екатерины Второй была создана Слободско-Украинская губерния. Памятник первому губернатору Евдокиму Щербинину стоит около здания областной администрации.

Спустя 70 лет Николай Первый решил перекроить внутренние границы еще раз. Так появилась Харьковская губерния, в которую входил и областной ныне город Сумы. Губерния состояла из 12 уездов, которые с определенной долей допущения можно считать аналогами нынешних районов.

И наконец, последней перекройкой занялись большевики, взявшиеся за разрушение мира старого и созидание мира нового.

В 1925 году губернии в Украине были упразднены. В результате территориальных переформирований, которые длились несколько лет, были созданы области. Харьковская появилась в 1932 году и была несколько крупнее нынешней.

Но окончательные очертания приобрела к 1939-му, когда Сумы и Полтаву выделили в отдельные регионы.

Как можем заметить, территориально-административные переделы на Слобожанщине устраивались во временном диапазоне 70-100 лет. Не исключено, что и этот фактор как-то влияет на стимуляцию реформаторской активности. Ведь Харьковской области уже под 90. А значит, настало время обновляться. Пусть даже и таким, на первый взгляд максимально бесполезный способом.

Екатерина Павловская