ХАЗ и миллионы. Почти басня
Самолетостроение – одна из отраслей, которую можно считать показателем уровня технологического развития государства. Условно говоря, если страна выпускает самолеты, то это развитая страна. Если нет, то это аграрная сверхдержава, сырьевой придаток, трудовой придаток, санаторно-курортный придаток или нечто подобное. То есть, жить как бы тоже можно, но без мечты о заоблачных высотах. Стран, имеющих собственные крылья, в мире не так уж и много - США, Великобритания, Франция, Италия, Китай, Канада... Несмотря на все проблемы с социальным обеспечением и гражданскими правами, принадлежность Украины к международному аэроклубу была, как минимум, лестной и для политического бомонда, и для рядового обывателя.
Ноль в графе "производство самолетов в 2016 году" стал крайне настораживающим сигналом, особенно если учесть уровень производства летательных аппаратов в стране-агрессоре, с которой хотя бы на уровне фейсбук-сообщества ведется негласное соревнование по всем жизненно важным показателям. Поэтому сообщение о том, что Харьковское авиационное производственное предприятие (по старому ХАЗ) заключило многомиллионный договор в иностранной валюте, стало настоящим прорывом в период жесткого отраслевого застоя.
Итак. Получен заказ от американской компании Oriole Capital Group на серийное изготовление самолетов Ан-74 в размере 150 миллионов долларов. Соответствующие договоренности были достигнуты во время международной выставки Dubai Airshow 2017, которая с 12 по 16 ноября проходит в Объединенных Арабских Эмиратах. То есть, как говорится, съездили не зря.
Поэтому в этой связи не лишним было бы освежить в памяти, что такое Ан-74 и как с ним соотносятся 150 млн грн.
Ан-74 - по кодификации НАТО: Coaler — "угольщик", в народе — "Чебурашка"— транспортный самолет. Создавался для применения в условиях крайнего Севера, создан в Авиационном научно-техническом комплексе имени Антонова. Первый полет совершил в 1983 году. То есть, вещь хоть и не новая, зато проверенная.
Стоимость оценивается примерно 17-20 млн долларов за штуку. Но в июле нынешнего года Украина продала Казахстану один Ан за 15 млн долларов. Исходя из этих данных, ХАППу предстоит соорудить, как минимум, пять машин, а, может, и как максимум. Не густо, если сравнивать со временами авиамании. Но и не пусто, если учесть, что в последние годы ХАПП летательных аппаратов не производил.
Тень сомнения на плетень будущего величия наводит достаточно неоднозначный бэкграунд местных авиастроителей, посвятивших последние годы не столько производству готовой продукции, сколько информированию общественности о многомиллионных контрактах.
Еще в 2005 году руководство предприятия заявило о заключении трех контрактов: суданского на 102 миллиона, иранского на 56 миллионов и египетского тоже на некоторое восьми- или даже девятизначное число. Но что-то не срослось.
В золотую летопись вошел знаменитый Ан с VIP салоном, который, как утверждают открытые источники, собирали с 2005-го по 2009-й год для Муамара Каддафи. Дождался ли машину ливийский диктатор, не известно. Но в 2011-м информагенства со ссылкой на первого замгубернатора Бабаева сообщили, что некие санитарные самолеты, которые ХАПП то ли собирал, то ли собирался собирать для Ливии, последней уже не нужны в связи с фактическим прекращением существования последней. То есть. Опять не повезло по независящим от авиастроителей причинам.
Несколько раз – еще со времен премьерства Юлии Тимошенко - предприятию грозились выдать подъемные в несколько сотен миллионов, правда, гривен. Но ничего экстраординарного, что могло бы наполнить истинным смыслом такую составляющую названия предприятия, как "производственное", не происходило.
Что касается будущего партнера харьковских авиастроителей, то практически все упоминания о компании Oriole Capital Group связаны, по большей части, именно со 150-миллионным контрактом. В связи с этим "Укроборонпрому", который привлек потенциального инвестора, пришлось выступить с разъяснениями –Oriole Capital Group была создана под "150-миллионную сделку". По данным InformNapalm, компания зарегистрирована 28 июня 2017 году и является американским офшором в юрисдикции штата Делавер, что породило у отдельных информагенств некоторые намеки на сомнения в высокой степени эффективности будущего сотрудничества. Но в соответствии с законом чередования черных и белых полос, чем дольше продолжались серые будни, тем больше вероятность наступления какого-нибудь праздника. Пусть даже и производственного. Отсюда - мораль сей басни такова. Времена реформ для того и придуманы, чтобы любые ситуации разворачивать на 180 градусов и обратно.