Чемодан, вокзал, Европа. Политическая арифметика

3552

Один из немногих показателей, который вырос за последние четыре года, кроме цен и тарифов, – количество заробитчан или трудовых мигрантов, которые отправляются в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Ситуация с трудовой миграцией стала поводом для критики действующего кабмина со стороны Государственного департамента США, что с учетом специфики стратегического сотрудничества двух стран можно расценивать в качестве тревожного симптома.

Заместитель помощника госсекретаря США Джордж Кент, ответственный за государства Восточной Европы и Кавказа, не поленился в стиле Робинзона разбросать по разным графам – «плюсы», «минусы».

На примере трудовой эмиграции в Польшу к плюсам Кент отнес следующие пункты

- это замечательно для польской экономики;

- это помогает сбалансировать польскую пенсионную систему;

- это неплохо для конкретного заробитчанина, который получает в Польше зарплату большую, чем дома;

- это хорошо для американских компаний в Польше, которые получают немало умных работников из Украины.

К минусам:

«Все это нехорошо для будущего Украины» (с).

По версии представителя Госдепа, в плюсах для украинского государства места не нашлось.

Трудовая миграция в современном виде не только вымывает из страны наиболее энергичную и мобильную часть людских ресурсов, но и негативным образом отображается на имидже страны в целом: украинским труженикам за рубежом зачастую приходится выполнять наиболее низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу.

Признавая отток кадров в принципе негативным явлением, действующий кабмин пока не имеет не только плана минимизации «заробитчанства», но и крайне приблизительные представления о масштабах явления.

Данные о том, куда и сколько соотечественников устремились в поисках лучшей жизни, даже в официальных источниках значительно расходятся.

Согласно данным Госстата, за границей работают около 1,5 млн человек. Но в различных подразделениях кабмина эти показатели не считают исчерпывающими.

Польша – от 1 до 2 миллионов

Одной из «зон комфорта» для заробитчан в последние 4 года стала Польша.  По версии представителя украинского МИДа (посла в Польше Андрея Дещицы) в Польше работают более миллиона граждан Украины. По версии польского МИДа, этот показатель выше в два раза – 2 миллиона трудовых мигрантов из Украины.

Но по подсчетам Союза предпринимателей и работодателей Польши, для поддержания роста экономики этой стране необходимо привлечь 5 млн мигрантов. Объективно, единственным сколь-нибудь значимым источником трудовых ресурсов для Польши является Украина. Польские работодатели заявляют о готовности уже в ближайшей перспективе задействовать 3 миллиона заробитчан.

 Российской Федерации – от 2 до 3 миллионов

В 2016-м году МИД Украины заявлял о том, что на территории Российской Федерации пребывает 4 миллиона граждан Украины. Спустя два года министр иностранных дел Павел Климкин цифры подкорректировал до 3 миллионов.

Российский МИД не столь размашист. По его данным, на территории страны трудятся до 2-х миллионов граждан Украины.

Расхождение в один-два миллион человек показывает, что, несмотря на век тотальной компьютеризации, система учета функционирует на уровне эпохи пергамента и гусиных перьев.

 Германии 138 тысяч человек

Более педантичные немцы готовы оперировать точными данными: на территории страны, по данным немецких статистиков, проживает 138 тыс. граждан Украины. Правда, не все из них заробитчане. Почти 13,5 тысячи украинцев в Германии – несовершеннолетние, 23,5 тысячи – старше 65 лет. Количество тех, кто приезжает на сроки от нескольких недель до нескольких месяцев также определяется на глазок. Зачастую украинцы едут в Польшу по рабочим визам, а из Польши  на краткий срок отправляются работать в ФРГ. Но Германия также как и Польша заявляет о заинтересованности в трудовых кадрах из менее развитых стран. С 2019 года Германия планирует упростить трудоустройство для граждан стран, не являющихся членами ЕС.

Италия – от 300 до 600 тысяч

По официальным данным, в Италии проживает более 300 тысяч украинцев. По неофициальным – более 600 тысяч. По данным посольства Украины в Италии, около 90% украинцев, приехавших в Италию на заработки, – это женщины, занятые в домашнем хозяйстве (сиделки, няни, гувернантки и тому подобное).

Чехия – от 70 до 150 тысяч

Количество заробитчан из Украины оценивается на уровне 70-150 тысяч человек. При этом Чехия также как и Польша с Германией проявляют интерес к рабочей силе из-за рубежа. По данным чешских работодателей, в стране прядка 250 тысяч вакансий. Квота на ежегодное трудоустройство наемных работников из Украины не так давно была увеличена в два раза – до 19,6 тысяч человек.

Венгрия – готова привлечь 100 тысяч украинцев

Количество заробитчан в Венгрии значительно меньше, чем в Польше и Чехии, что обуславливается двумя факторами: ниже уровень заработков, выше языковой барьер (если польский и чешский украинцы способны понимать без переводчика, то венгерский вряд ли).

Но в прошлом году СМИ сообщали о стремлении Венгрии привлечь до 100 тысяч наемных работников из-за рубежа. То есть даже страна, находящаяся в зоне аутсайдеров ЕС по уровню экономического развития, тоже готова вступить в борьбу за трудовые ресурсы из менее развитых стран.

***

Судя по высказываниям представителей действующего кабмина, представления о мерах минимизации утечки трудовых ресурсов в правительственных кругах находятся на уровне мудрого филина из бородатого анекдота о кроликах, которым следует стать ежиками: «Я не тактик, я стратег».

По версии премьера Гройсмана, приостановить трудовую миграцию могут нормальная работа, нормальное образование, нормальная медицина и безопасность.

Министр соцполитики Рева предполагает, что рудовую миграцию затормозит рост средней заработной платы до 15 тыс. грн. (что в принципе, не факт, так как это 470 евро; для сравнения, уборщица квартир в Германии может заработать 1200 евро).

Чтобы выдавать подобные рецепты совершенно не обязательно занимать посты министров. Любой гражданин даже с начальным образованием в состоянии сформулировать социально-экономическую концепцию на уровне: «Для того, чтобы люди жили хорошо, у них должны быть высокие зарплаты». Но как утверждали древние азиатские мудрецы: «Можно тысячу раз сказать «халва», во рту слаще не станет».

Более-менее квалифицированные специалисты оперируют реальными (а не вымышленными) числовыми показателями, с помощью которых выстраивают математические прогрессии.

По расчетам специалистов ООН, к 2050 году население Украины в результате естественной убыли сократится на 18%. Это примерно соответствует темпам сокращения населения с 1991-го по 2014-й.  В 1991 году население страны составляло 52 млн человек. В 2014-м – 45,3 млн человек. То есть – минус 7,3 миллиона человек. На данный момент Госстат выдает показатель 42,2 млн граждан страны. К 2050-му – минус 7,6 миллиона – 34,6 млн человек.
Если ориентироваться на самые минимальные показатели трудовой миграции (до 4 млн человек), то количество граждан, потенциально готовыми покинуть страну, колеблется на уровне 9-12 млн человек, что может стать дополнительным значимым фактором сокращения населения страны. С учетом этого Украина к указанному 2050 году имеет шанс вырваться на первую строчку в рейтинге наименее густонаселенных стран Европы.

Екатерина Павловская