Зачем Порошенко восстал против депутатской неприкосновенности

1595

В терминологии велогонщиков есть понятие "сесть на колесо" – то есть, пристроиться за спиной соперника, рассчитывая в решающий момент вырваться вперед и первым врезаться в финишную ленточку. В одном из последних рейтингов кандидатов в президенты, по версии компании “Seetarget”, претендент на второй срок с 9-ю процентами вышел на пятую позицию. Отставание от заветного второго тура – порядка 5-ти процентов, а, следовательно, остаются кое-какие шансы сесть соперникам на колесо.

Однако только удержаться за лидерами для положительного результата однозначно не достаточно – необходимо прорваться хотя бы на второе место. Вопрос, за счет каких ресурсов возможен финишный спурт, по-прежнему остается открытым. Очередную попытку дать на него более-менее внятный ответ действующий главнокомандующий попытался 20 сентября в ежегодном обращении к Верховной Раде.

Стоит отметить, что главе государства так и не удалось добраться до той части сознания электоральных масс, которая отвечает за «шкурный интерес». Изрядно набивший оскомину набор тезисов – НАТО-ЕС-томос – не имеют ни малейшего отношения к актуальным потребностям среднестатистического жителя страны. Зато удалась зачетная попытка потролить разномастную оппозицию, вытащив из агитационно-пропагандистских запасников один из самых бородатых анекдотов об отмене депутатской неприкосновенности. (Историю вопросы мы уже изучали в одной из ранних публикаций – «Балалайка без струн»).

Претендент на второй срок заявил, что является инициатором изменений 80-й статьи Конституции, и значение этого шага очень метко отобразило одно из интернет-издаий, сообщив, что отмена депутатской неприкосновенности пройдет по сценарию президента.

Основные оппоненты действующего главы государства на предстоящих выборах (если, конечно, оных не выдворят из дружного круга претендентов с формулировкой "агенты Кремля") Юлия Тимошенко и Олег Ляшко явно выпустили ситуацию в данном секторе из-под контроля. Вместо того чтобы сформировать собственные варианты законопроектов и биться за них что ваш Евпатий Коловрат против антиевропейской орды, они как пораженцы наблюдали за принятием президентской версии, отдав на откуп сопернику столь  привлекательный повод для саморекламы.

Верховная Рада выделила 274 голоса в поддержку президентского проекта, прокатив практически идентичный проект "группы депутатов", что как бы намекает. Столь великая победа должна быть персонифицирована, и почему бы не действующему гаранту Конституции и по совместительству главному вдохновителю перекраивания Основного закона не присвоить этой победе собственное имя.

Здесь стоило бы напомнить мотивацию, с которой норма о неприкосновенности вводилась вообще. Предполагалось, что неприкосновенность защитит депутатов, а, следовательно, и народное волеизъявление от произвола исполнительной власти, "ментовского беспредела" (ныне – полицейского), прокурорского и судейского противоправного воздействия в условиях, когда в стране не существовало независимых судов, а в жесткое следование букве закона правоохранительными органами не верили даже сами представители правоохранительных органов.

Изменилось ли что-либо с тех пор в укреплении правосознания правящего класса – вопрос к экспертам. Но если одного человека, убившего на дороге несовершеннолетнего, отпускают на испытательный срок, а другого, за аналогичное деяние сажают на 7 лет (оба эпизода имели место в Харькове), то, очевидно, такое понятие как избирательное правосудие в стране изжито как бы не до конца.

Нагнетание политической нервозности именно вокруг депутатской неприкосновенности создает иллюзию того, что якобы именно в стенах Верховной Рады сосредоточен эпицентр коррупции. Причем, по версии того же главы государства, к разряду коррупционеров относится, конечно же, отнюдь не коалиционное большинство. Во всяком случае, никто от него не слышал рассказов о коррупционерах, окопавшихся в рядах БПП или засевших в окопах духовно близкого "Народного фронта".

Но если бы проблема коррупции упиралась в пару десятков нечистоплотных нардепов, в основном из оппозиционных фракций и групп, которые представлены в парламенте в гораздо меньшей степени, нежели провластный пул имеющих доступ к кормовой базе, страна наверняка возглавляла бы все мировые антикоррупционные рейтинги. Руководители министерств и областных администраций, полицейский и военный генералитет и еще тысячи высокопоставленных представителей управленческого класса неприкосновенностью не пользуются. Однако об особо громких коррупционных разоблачениях пока никто не слышал, а в результативность таких акций как антикоррупционное преследование "отца отечественного Гиперлупа" министра Омеляна очень мало кто верит.

Как неоднократно демонстрировалось на практике, депутатская неприкосновенность достаточно беспроблемно снимается при наличии политического консенсуса в рядах провластного большинства и действенных механизмов информационного и силового подавления оппозиции. Уже в постреволюционную эпоху Рада неоднократно лишала депутатов иммунитета. Иногда – чрезвычайно стремительно. Нардеп из радикалов Игорь Мосийчук, прославившийся в качестве человека, похожего на персонажа хоум-видео о парламентарии, погрязшем во взяточничестве, был лишен защитного колпака столь быстро, что в сознание телезрителей даже закралась крамольная мысль: "Началось!" Дело очень скоро развалилось, и ныне радикал Мосийчук бичует коррупцию с голубых экранов не хуже прочих.

Лишенный в июле 2017 года неприкосновенности по подозрению в принадлежности к "бурштыновой мафии" БППшник Розенблат вряд ли будет шить рукавицы в не столь отдаленных местах. Окружной суд Киева признал действия НАБУ в отношении нардепа незаконными, а это фактически означает развал дела.

Параллельно с этим ни слава "украинской Жанны д'Арк", ни врученная лично пятым президентом медаль героя Украины не защитили вчерашнего кумира толп и масс Надежду Савченко. Хотя инкриминируемые ей деяния – хотела подкрасться на барже по Днепру к правительственному кварталу, расстрелять из миномета Верховную Раду и скрыться с места преступления на гидроцикле, как разбойники из культового кинофильма "Водный мир" - на уровне электоральных низов воспринимаются смехотворными по сравнению с хищениями высокоценного народного бурштына.

Вспотел кто-либо или замерз до посинения от этих историй из жизни? Скорее нет, чем да. Так что борьбу за отмену депутатской неприкосновенности гений метафор Козьма Прутков смело мог бы сравнить с банным листом, призванных хоть как-то обозначить прикрытие обнаженных ягодиц.

Зачем же сам главнокомандующий ввязался в эту многодневную битву за не понятно какие ценности, аки хитроумный идальго дон Кихот с ветряными мельницами? Слава избавителя от непонятно какого зла будет носить сиюминутный характер, а подобная Росинанту кляча электоральных симпатий скорее сдохнет от обессиливания и обезвоживания, чем вывезет хотя бы во второй тур.

Но! 

Педали агитационно-пропагандистского механизма должны вращаться безостановочно. Даже если это не веломашина, а никуда не едущий велотренажер. Ведь в современном мире условностей важно не движение вперед, а демонстрация затраченных усилий.

 

Дмитрий Михайлов