Сегодня, 19 декабря, перестало биться сердце известного харьковского режиссера и педагога, заслуженного деятеля искусств Украины, заведующего кафедрой режиссуры Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского Александра Аркадьевича Аркадина-Школьника. Он умер от коронавируса прямо на больничной койке. Ему было 68 лет.
О смерти Аркадина-Школьника сообщили его коллеги и ученики в соцсетях.
«Вы были отцом-мастером. Мы обязательно будем помнить Ваши слова. Вашими цитатами мы теперь живем, ведь «искусство надо делать весело». Вы говорили, что анекдоты расскажете на 4 курсе... Расскажите их нам во снах. Спите спокойно, наш дядя Саша», - написала на странице режиссера его ученица Дарья Томажанская.
"Любимый наш Александр Аркадьевич! Не описать какая боль у каждого из нас настигла сегодня утром. Вы наш театральный Папа, наш Мастер, наша Любовь. Вы чувствовали, когда нам плохо и всегда поддерживали и помогали, когда кого-то настигала беда. Теперь Вы наш Ангел, который будет нас оберегать с небес", - пишет Дарья Шевченко.
Свой последний пост в фейсбуке Александр Аркадьевич опубликовал 18 декабря, за несколько часов до смерти. На фото - он под аппаратом ИВЛ. В короткой подписи под снимком Аркадин-Школьник сообщил, что заразился COVID-19.
"И меня не минула чаша сия!" На передней линии фронта войны с короной. Говорить не могу. Писать, практически, тоже. Берегите себя! Поверьте это не фигура речи. Всегда ВАШ - АШ", - написал режиссер.
Со слов знакомых, в больнице он лежал вместе с женой, оба болели коронавирусом.
Еще сегодня утром его друзья, поздравляя Мастера с днем Святого Николая, публиковали на странице Аркадина-Школьника номер банковской карты для сбора помощи на лечение.
А спустя пару часов на фейсбук-странице режиссера стали появляться скорбные сообщения.
***
Александр Аркадин-Школьник родился 29 февраля 1952 года. С детства мечтал посвятить свою жизнь театру и поэтому поступил в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Уже на 4 курсе сделал свою первую режиссерскую работу - он был приглашен в черновицкий театр им. Кобылянской, где поставил детскую «Сказку о злых лжецах и четырех смельчаках», которую шесть раз показали по центральному телевидению.
После получения диплома в 1976 году Аркадина-Школьника пригласили в Харьковский государственный академический драматический театр им. Т. Шевченко, где он проработал не один год - и режиссером-постановщиком, и художественным руководителем театра. Много лет преподавал в Харьковском национальном институте искусств им. И. П. Котляревского, вырастил не одно поколение талантливых учеников.
Много лет назад, к 60-летнему юбилею режиссера журналисты "ГородХ" готовили интервью с Аркадиным-Школьником. Тогда он работал худруком в театре им. Шевченко и готовил выходу очередную премьеру - спектакль "Полоумный Журден", которая стала своеобразным подарком к его дню рождения. Выдержки из интервью в память об Александре Аркадьевиче публикуем и сегодня.
– Александр Аркадьевич, большую половину жизни вы отдали театру. Сколько на вашем счету постановок?
– Я знаю, что их больше 50, но с определенного времени специально перестал считать из суеверных соображений – чтобы не последняя. Есть особенные, которые запомнились больше всего. К примеру, спектакль «Допрос», который я ставил много лет назад на сцене театра им. Шевченко. Спектакль решено было сыграть перед пожарным занавесом – опустили 16-тонную бетонную конструкцию, и перед ней, на авансцене, играли два актера. Для того времени это было абсолютно новое решение.
– Помните свою первую работу?
– Во время учебы на четвертом курсе киевского театрального института я был приглашен в черновицкий театр им. Кобылянской, где поставил детскую «Сказку о злых лжецах и четырех смельчаках» Помню, я и мои педагоги очень этим гордились, потому что постановку шесть раз показали по центральному телевидению. Второй спектакль «Бумбараш» состоялся на сцене мариупольского театра, где установили семиметровый колодец-журавель, на котором Бумбараш взлетал ввысь – как на воздушном шаре. В спектакле была настоящая бричка, живой оркестр – это незабываемо.
– Александр Аркадьевич, у вас есть профессиональная мечта?
– Всю жизнь хочу поставить «Короля Лира», но в театре им. Шевченко такой спектакль уже шел. А вообще у меня в планах есть ряд проектов, которые хотелось бы успеть осуществить. Что именно – говорить не буду. Жизнь показывает: как только я провозглашаю свои планы – они срываются. Совсем недавняя история с пьесой Горького это подтвердила. Я озвучил свои планы, но по ряду причин мы не смогли ее поставить.
– Кем бы вы могли стать, если бы не пошли в режиссеры?
– Спортивным тренером. Мне нравится совершенствовать и себя, и других людей. Когда-то я профессионально занимался тяжелой атлетикой, подавал надежды, но по состоянию здоровья пришлось оставить это дело.
– Никогда не хотелось бросить театр и заняться чем-то другим?
– Любой, кто живет в постоянном творческом процессе, периодически это переживает. Театр – настолько сложный организм, что его и любишь, и ненавидишь одновременно. Я не жалею о выборе профессии, но внутренние метания случались.
Последней постановкой мэтра в Харьковском академическом русском драматическом театре им. А.С. Пушкина стал резонансный спектакль «Кабала Святош», о котором писали журналисты новостного портала "Город Х". Заслуженный деятель искусств Украины А. Аркадин-Школьник представил на суд жителей Первой столицы «драму судьбы» по роману Михаила Булгакова «Мольер».
Напомним, 2 месяца назад на 76-ом году жизни умер главный Дед Мороз Харькова. Талантливый актер театра им. Шевченко Евгений Фролович Плаксин умер от коронавируса.