Когда Харьков был столицей авиации

3205

17 июня 1955 года произошло одно из самых значительных и знаковых событий для истории Харькова второй половины ХХ века - совершил первый полет самолет Ту-104. Реактивные пассажирские самолеты серии Ту были одним из фирменных знаков Харьковского авиационного завода.

Сегодня такая отрасль как самолетостроение в украинском государстве практически ликвидирована. Но в прошлом веке Харьков был одним из лидеров мирового самолетостроения.

В мире всего несколько государств имеют полный цикл создания больших пассажирских авиалайнеров. Украина была в их числе.

Описание истории развития авиации в Харькове без преувеличения заняло бы несколько объемных томов. Поэтому остановимся лишь на нескольких фактах.

Гризодубов и Мациевич

Харьков был одним из пионеров развития авиации еще со времен Российской империи. Здесь собирал свои модели летательных аппаратов Степан Гризодубов. Его дочь Валентина стала знаменитой летчицей, которая в составе женских экипажей в 30-е годы устанавливала мировые рекорды по дальности и продолжительности полетов.

В Харькове учился и работал легендарный украинский пилот Лев Мациевич – автор одного из первых в мире проектов авианосца.

Калинин и Неман

В Харькове не только собирали самолеты, но и создавали новые модели. В городе работали талантливые конструкторы 20-30-х годов Константин Калинин и Иосиф Неман. Ряд моделей Калинина были запущены в серийное производство и длительное время оставались основными пассажирскими самолетами в стране.

Под руководством Немана был создан первый в Европе скоростной пассажирский самолет ХАИ-1 с убирающимся в полете шасси и ряд других моделей пассажирских и военных самолетов.

Оба конструктора стали жертвами сталинских репрессий.

Воздушный Госпром

В Харькове под руководством Калинина был создан первый в стране самолет гигант К-7, получивший название «Воздушный Госпром». Самолет мог перевозить 64 пассажира.

По сравнению с современными авиалайнерами модель Калинина выглядит крошечной. Но именно харьковские конструкторы были среди первых в создании крупногабаритных летательных аппаратов большой грузоподъемности.

Реактивная авиация в Харькове

В 1955 года именно в Харькове начинается производство наиболее популярных на советских авиалиниях реактивных самолетов серии Ту, созданных под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева.

Крайне любопытными выглядят производственные показатели Харьковского авиационного завода 50-80-х годов прошлого века на фоне современных:

  • Ту-104 (1955—1959) - 43 штуки;
  • Реактивный пассажирский Ту-124 (1960—1968) - 163 штуки;
  • Реактивный пассажирский Ту-134 (1963—1984) - 848 штуки.

В наиболее успешные годы завод производил 60-70 самолетов Ту-134 в год.

Самолеты Антонова

После 1985 года Харьков переориентировался на выпуск самолетов КБ Антонова.

За несколько лет было выпущено около 200 транспортных самолетов Ан-72 и пассажирских Ан-74. Но во времена независимости производство начало стремительно сворачиваться.

С 1999 по 2008-й было выпущено полтора десятка пассажирских Ан-140 и несколько Ан-74. И на крупной авиационной промышленности в городе было поставлено многоточие. Начался период надежд и обещаний. Завод неоднократно посещали премьеры и президенты с целью разобраться в состоянии дел и наметить план дальнейших действий. Последний VIP-визит состоялся в ноябре 2019-го. Президент Зеленский высказался в том плане, что государство могло бы размещать в Харькове заказы на самолеты для различных министерств и ведомств. Но далее добрых пожеланий дело не пошло.

По факту город окончательно утратил статус центра авиастроения. Как и страна в целом. Для сравнения, второе крупное авиапредприятие, компания «Антонов», с 2016 по 2020 годы, по данным открытых источников, не произвела и не поставила заказчикам ни одного самолета.

Читайте также: