Что хотели построить вместо харьковского метро

21049
Ровно 45 лет назад, 22 августа 1975 года на станции «Московский проспект» состоялся торжественной митинг: метростроители передали символический ключ руководству метро. Подземка вступила в строй.

Понесший значительные человеческие потери в годы войны Харьков стремительно восстанавливался. Менее чем за двадцать лет со дня освобождения население население увеличилось с 200 тысяч до миллиона. В те годы не только в стране, но и во всем мире городов-миллионников было не так уж и много.

Наземный транспорт не справлялся с пассажиропотоком. Поэтому в 1968 году было принято решение о строительстве метрополитена. К работе приступили в июле 1968 года на улице Славянской, в районе Южного вокзала. Спустя чуть более года начал работать первый проходческий щит, изготовленный, кстати, на харьковских предприятиях. На строительство первой очереди метрополитена ушло семь лет.

Что получилось?

Первая очередь протяженностью 9,8 километра состояла из восьми станций Холодногорско-заводской линии: «Улица Свердлова» (ныне «Холодная Гора»), «Южный вокзал», «Центральный рынок», «Советская» (ныне «Площадь Конституции»), «Проспект Гагарина», «Спортивная», «Завод имени Малышева», «Московский проспект» (ныне «Турбоатом»). В первый же день работы — 23 августа 1975 года — метрополитен перевез 413 тысяч пассажиров.

Yes

Первые машинисты харьковского метро

Развитие харьковского метро начало набирать обороты.

В 1978 году была открыта вторая очередь Холодногорско-заводской линии, включающая еще 5 станций.

1984–1986 годы стали вторым крупным этапом развития харьковского метро. Открыты две очереди Салтовской линии, состоящей из восьми станций.

Новый этап начался уже во времена независимости Украины. В 1995 году запустили Алексеевскую линию — пять станций. Она продолжает развиваться и сегодня. С 2004-го по 2016-й введены в эксплуатацию четыре станции.

В 2016 году открыли юбилейную, 30-ю станцию — «Победа» на Алексеевке. В ближайшие годы планируется построить еще две станции на противоположной оконечности Алексеевской линии — «Державинскую» и «Одесскую».

Yes

Как могла бы выглядеть схема харьковского метро

Альтернативные проекты

Сегодня Харьков без метрополитена немыслим, как без Госпрома, Зеркальной струи, Университетской горки.

Но в 1960-е существовали и альтернативные проекты развития транспортной системы в городе-миллионнике.

Государственный плановый комитет предложил проект строительства в Харькове скоростного трамвая. Он должен был передвигаться как по открытой местности, так и по тоннелям.

Но харьковским специалистам удалось доказывали, что скоростной трамвай на улицах Харькова будет иметь низкую эффективность при очень высокой стоимости реализации.

(Наземный скоростной трамвай в городе не появился и до сих пор).

Yes

Эскиз трамвайного тоннеля между Театральным и Бурсацким спусками на линии Салтовское шоссе - Ивановка со станцией «Центр» у нынешней станции метро «Исторический музей», составленный в 1968 году.

Вариант номер два – метрополитен с выходом на пригородное сообщение.

В 1967 году Метрогипротранс разработал проект, который предусматривал объединение городских и областных пассажирских перевозок, то есть поезда метро, прибывая из области, переходили бы на подземный участок, а затем, минуя его, вновь выезжали бы на поверхность, отправляясь в другой населённый пункт Харьковской области. В мире такие метросистемы уже существовали.

В этом случае предполагалось первую очередь связать с районом Залютино с выходом на Люботинское и Золочевское пригородные направления, а на востоке с выходом на Чугуевское направление.

Но этот вариант предполагал создание специальных поездов, что усложняло проект и повышало его стоимость.

В конце концов было принято решение не оригинальничать, а строить метрополитен такой же, как к тому времени существовал в Киеве, Москве и Ленинграде (сейчас – Санкт-Петербург).

Тайны харьковской подземки

История харьковской подземки полна тайн и загадок.

Среди любителей мистики популярностью пользуется легенда о призраке на станции «Площадь Конституции». Якобы однажды мужчина прыгнул на рельсы и скрылся в тоннеле. Однако там никого не нашли. А на видео с камер наблюдения просматривался дымчатый силуэт человека. Поговаривают, что призраки бродят и в иных местах: между станциями «Центральный рынок» и «Южный вокзал», между «Пушкинской» и «Университетом».

Многих интересует, что находится за закрытыми дверями одного из переходов на станции «Госпром». В проекте станции была заложена возможность еще одного перехода на «Университет». Но пока необходимости в нем нет.

В кризисные 90-е работники метрополитена осваивали «смежные» специальности, например, занимались выращиванием грибов. Секрет высоких урожаев был прост — в подземке круглый год поддерживается одинаковая температура. Однако подсобное хозяйство уже в прошлом.

Многие горожане были практически уверены в существовании «Метро-2» — сети секретных подземных ходов и бункеров, созданной на случай ядерной войны. Никакого «Метро-2» в Харькове нет, но объекты гражданской обороны, конечно же, существуют.

Самая глубокая станция

Харьковское метро не очень глубокое.

Хоть как-то соперничать по этому показателю с иными метрополитенами мира может лишь открытая 11 августа 1984 года, станция «Пушкинская». Она является самой глубокой в городе - 35 метров. Для сравнения, самая глубокая станция в сира – «Арсенальная» в Киеве – имеет глубину 105,5 метра.

Но выделяется «Пушкинская» не только глубиной, но и оригинальным оформлением. В работе над ним участвовали знаменитые харьковские художники Евгений Джолос-Соловьев и Жанетта Соловьева. Вестибюль станции украшают пять художественных композиций на тему «Пушкин и Украина», изготовленных по проекту художника Виталия Зинухова.

По ночам метро не спит

Жизнь харьковского метро не замирает ни на минуту. После закрытия станций для пассажиров бригады рабочих приступают к осмотру тоннелей, ремонту путей и систем освещения. Многие специалисты метро работают ночью. А вот представления о том, что начинающие машинисты тренируются по ночам, неверны. Для тренировок есть специальные пути в депо. Затем ученик месяц ездит помощником машиниста просто рядом с основным. Потом управляет поездом с инструктором. И только по истечению нескольких месяцев он может работать самостоятельно.

Справка. Харьковский метрополитен — это 3 линии, 30 станций, 38,5 километров пути, 326 вагонов. В день метро перевозит до 600 тысяч пассажиров. Годовой пассажиропоток составляет до 220 миллионов.

 

 

Читайте також: