29 апреля в истории Харькова: впервые в стране прошел праздник деревонасаждения

3872

29 апреля. В 1898 году в Харькове впервые в стране прошел праздник деревонасаждения. Сегодня данную акцию назвали бы субботником или толокой.

В десять часов 29 апреля (16-го по старому стилю) во дворе уездного училища собрались все ученики 28 училищ; девочки были поставлены в ряды по правой стороне, а мальчишки — по левой. Впереди каждого выстроенного ряда учащихся красиво развивались знамена. На колеснице, покрытой зеленой материей с красным бордюром и с балюстрами из золоченых столбиков, соединенных гирляндами искусственных цветов, помещалось на высоком пьедестале Главное школьное дерево. Впереди колесницы развевалось два флага с надписями: «Бог труд любит», «Учение – свет». По бокам колесницы шли по 8 девочек и 8 мальчиков с белыми флагами, на которых были нарисованы древесные ветви и изображены различные, соответствующие торжеству изречения.

Громадная толпа публики, собравшаяся еще с 9 часов на Сумской улице, сопровождала эту процессию. Работа началась в 12 часов, когда все пришли к месту посадок (сейчас это парк культуры им. Горького). Перед началом был исполнен гимн «Боже царя храни», сопровождавшийся долгим многотысячным «ура».

Три тысячи ребят, участвовавших в празднике, посадили 5 тысяч саженцев дуба, ясеня обыкновенного и клена остролистного (101 ряд по 50 деревьев в каждом).

В 2 часа посадка была закончена и все учащиеся при звуках музыки направились на место, предназначенное для игр – около ипподрома скакового общества. Здесь для них был устроен обильный завтрак. Еще с утра было привезено 27 подвод разных закусок для учащихся. Закуска состояла из колбасы, сыра и хлеба. Завтрак прошел в полном порядке, несмотря на то, что надо было удовлетворить около 3000 человек.

В 1812 году Харьковским Дворянским обществом благотворения был учрежден Институт благородных девиц. Активное участие в создании института принял Григорий Квитка-Основьяненко.

Первоначально в институте обучалось 20 воспитанниц. Здание располагалось на Москалёвской улице, а в 1818 году переехал в дом на Благовещенской (на период существования института улица носила название Институтской).

В 1839 году Институт действительно переехал в это здание на Сумской 33. Отданное Институту здание в стиле позднего классицизма было реконструировано под его нужды архитектором Тоном (здание не сохранилось).

В 1919 году институт был перенесен на территорию Югославии, где существовал до 1932 года.

29 апреля. В 1895 году родился Николай Бобровников (1896- 1988) - американский астроном, профессор университета штата Огайо, директор астрономической обсерватории Перкинса в Дэлавере, Огайо, известный выпускник Харьковского университета.

Бобровников родился в 1896 года в селе Марковка (сегодня Луганская область). Отец был зажиточным человеком,  владельцем лесопилки.

С 1917 года Бобровников учился в Харьковском университете на кафедре астрономии. Его учителем был известный астроном Людвиг Струве.

В 1918 году Бобровников присоединился к армии Деникина, был тяжело ранен, перенес тиф. В феврале 1920 года переправлен на остров Кипр, затем после выздоровления перебрался в Прагу и смог продолжить обучение в Русском институте.

В 1924 году эмигрировал в США, где продолжил образование и вел научную деятельность.

Бобровников занимался изучением спектров и фотометрии звезд и комет. Методики Бобровникова и выведенные им формулы используются и по сегодняшний день.

Широкую известность получили его работы по исследованию кометы Галлея, проведенные в 1909-1911 годах еще в Российской империи.

О чем писала газета «Южный край»

29 апреля 1897 года газета писала, что, по достоверным сведениями, полученным от «Полтавских губернских ведомостей», разрешена постройка железной дороги от Константинограда (ныне - Красноград) до станции Лозовой Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги.

Администрация харьковского трамвая приступила к капитальному ремонту трех частей Харьковского моста, в котором проложены рельсы конно-железной дороги.

С этой целью один из путей, проложенных по мосту, разобран, и трамваи движутся только по одному пути. Пред въездом на мост в Захарьковской стороне и на Московской улице устроены приспособления, необходимые для переводов вагонов трамвая с одного пути на другой.

Читайте також: